Наложный вызов

Наложный вызов
201
Буквально неделя прошла с момента выхода последнего номера БИЗНЕСа, в котором обсуждались возможные параметры грядущей налоговой реформы (см. статью "Нельзя у нас в стране допускать контроля государства над расходами граждан"), как правительство разродилось собственным проектом.

В среду, 6 августа, премьер-министр Арсений Яценюк на заседании Кабмина в общих чертах представил правительственную Концепцию реформирования налоговой системы.

Документ, выложенный на сайте Государственной фискальной службы, за несколько часов вызвал фурор в экспертной среде, так что на следующее утро отдуваться перед общественностью за предложения начальства отправили министра экономического развития и торговли Павла Шеремету, имеющего имидж человека с заграничным лоском и отчаянного реформатора.

Самые “козырные” из предложенных изменений широко анонсировались ранее и были уже известны. В частности, предлагается сократить количество налогов и сборов с 22 до девяти.

Кроме того, ликвидировать налоговую милицию, а все проверки возложить на Службу финансовых расследований, об опасностях чего БИЗНЕС уже писал (см. статью "Премьерный старт").

Наконец, некоторый элемент социальной справедливости собираются привнести в аграрную отрасль: специальный режим налогообложения оставят для тех, у кого годовой объем выручки не превышает 20 млн грн., а площадь угодий — 3 тыс.га.

Остальные перейдут на общую систему. По расчетам Кабмина, изменения коснутся 10% агропредприятий, которые обеспечивают две трети выручки в отрасли. В других отраслях ничего менять не собираются, ставки НДС и налога на прибыль решили не трогать.

Доходяги
Самое интересное будет происходить в сфере так называемых зарплатных налогов. Кабмин решил сделать что-нибудь с нагрузкой на фонд оплаты труда, которая превышает 50%, и попытаться легализовать теневые зарплаты (о предыдущих попытках см. статью "Легалайз").

Недолго думая, там предложили резко снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ). Вместо нынешних 36,76-49,7%, которые начисляются на всю зарплату, фиксированная ставка (37% или 41%) будет начисляться лишь на ту ее часть, которая равна установленному законом минимуму (в 2014 г. — 1218 грн.).

На остальную сумму взнос будет начисляться исходя из значительно более низких ставок: 19% в первом варианте и 15% — во втором.

Вполне логично ожидать в таком случае серьезного сокращения поступлений: вместо нынешних 189 млрд грн. они составят, соответственно, 143,5 млрд грн. или
141,1 млрд грн., т.е. уменьшатся минимум на 24%.

Это означает, что работодатель будет меньше платить в Пенсионный фонд, при этом Фонду, который и так переживает не лучшие времена и дотируется из госбюджета, придется совсем плохо.

Так же надо отметить регрессный характер такой ставки: чем меньше человек получает, тем больше платит. “Мы берем средний размер зарплаты в Украине — 3650 грн., или три минимальные зарплаты.

Согласно действующему порядку, 2162 грн. — общая сумма платежей в бюджет, 1467 грн. — единый соцвзнос, 527 грн. — налог на доходы физлиц. То есть и по первой, и по второй моделям нагрузка уменьшается почти на 700 грн.

А это означает увеличение на 700 грн. дохода простых граждан
”, — пояснил г-н Яценюк. Вот только непонятно, какой смысл работодателю увеличивать зарплату работнику на сэкономленные 700 грн.

Исправить положение правительство обещает при помощи манипуляций с НДФЛ. Здесь Кабмин хочет ввести более крутую прогрессивную шкалу — 15-20-25% вместо нынешних 15-17%. Всего разработано аж шесть вариантов.

Правда, даже самый нереалистичный и “урожайный” (где 15%-ная ставка остается только для минимальной зарплаты) даст бюджету дополнительно лишь 14,7 млрд грн. (другие пять — 2,5-8,9 млрд грн.).

То есть “дыра” в бюджете Пенсионного фонда, обусловленная снижением ЕСВ, будет “залатана” в самом лучшем случае лишь на треть, если верить расчетам самого же правительства.

Между тем прогрессивная шкала НДФЛ — это единственный компенсатор, который смог назвать Павел Шеремета в ответ на вопрос БИЗНЕСа. Даже если прибавить 1,5 млрд грн., полученных благодаря повышению ставки налогообложения дивидендов с 5% (см. статью "Теория вычетов") до 15%, общей картины это не поменяет.

Таким образом, непонятно, почему г-н Шеремета заявил, что предложенная реформа не изменит объем фискальных поступлений. “Здесь нужны креативные решения, которых мы ждем от дискуссии с общественностью”, — отвертелся чиновник, которому общественность платит зарплату за поиск этих решений.

В конце концов предложенные меры не приведут и к значительному уменьшению нагрузки на ФОТ: по подсчетам экспертов, она снизится с 54,5% до 42,3%, оставшись рекордной в Европе. Большинство предприятий ощутят уменьшение ЕСВ не более чем на треть.

Рецентрализация
Есть здесь еще один очень интересный нюанс. Чтобы использовать поступления НДФЛ в качестве компенсатора бюджетных потерь Пенсионного фонда, нужно эти поступления сначала отобрать у местных бюджетов и передать “наверх”.

Прямо об этом никто, конечно, не говорит. Более того, г-н Шеремета подчеркнул, что он-то сам всецело за то, чтобы средства, собранные по НДФЛ, полностью оставались на местах.

Но по всему получается, что, по крайней мере, некоторая часть этих денег будет уходить теперь в Киев. А значит, ни о какой бюджетной децентрализации говорить не приходится: ведь местные бюджеты лишают самого надежного источника поступлений!

Взамен им отдадут налог на недвижимое имущество и фиксированный сельхозналог. Что может быть неплохо для Киева с его ценами на недвижимость или для отсталых аграрных регионов с раздробленными хозяйствами.

Остальные будут еще сильнее зависеть от щедрости субсидий и дотаций из центра.

Внезапно
Принять все эти новшества Кабмин хочет методом кавалерийского наскока. Общественности отведен месяц для обсуждения реформы, а уже в первую пленарную неделю осенней сессии ВР законопроект внесут в парламент, где ему уготована экспресс-процедура — по уже накатанной дорожке.

 Долго советоваться с Комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики в Кабмине не намерены, да и все обсуждение — это, скорее, формальность. “Мы готовы к восприятию любой критики, но только с предложениями, как лучше”, — предупредил г-н Яценюк.

Более того, вопреки положениям Налогового кодекса, требующим введения на практике изменений не раньше, чем через полгода после принятия соответствующего закона, они могут вступить в силу уже 1 января (как это делалось во времена “злочинної влади”. — Ред.)!

 “На осеннюю сессию, которая должна начаться 2 сентября, мы хотим вынести уже готовые предложения и просить парламент поддержать их, чтобы бюджет на 2015 г. рассчитывался уже с учетом изменений”, — заявил Павел Шеремета.

Таким образом, новое правительство следует традициям резкого переписывания налоговых правил, на которое жалуются сильнее, чем на сами налоги.

По поводу возможного неприятия реформы г-н Шеремета выразил надежду, что народ будет доверять правительству. “Ведь Майдан — это место доверия”, — показал он за окно. За окном валил черный дым от покрышек: милиция разгоняла Майдан.

Генеральная чистка

Президент проводит показательные порки “бывших”

Президент Украины Петр Порошенко на прошлой неделе отметился увольнениями и урезаниями. Глава государства принял отставку Андрея Парубия с должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Господин Парубий был народным депутатом и комендантом палаточного городка во время Евромайдана. “Это было ожидаемо. Президенту нужен человек, который был бы ключевым игроком в тщательно подбираемой команде”, — считает директор Института глобальных стратегий (г.Киев; с 2003 г.; 8 чел.) Вадим Карасев.

Кроме того, Президент дал указание министру обороны Валерию Гелетею уволить двух руководителей департаментов Минобороны, которые отвечали за материально-техническое обеспечение и закупку вооружений.

Помимо увольнений грядут и сокращения госорганов. “В ближайшее время нам удастся сократить количество контролирующих органов с 83 до 19”, — сказал глава государства. Он также отменил действия ряда президентских распоряжений.

Среди них были распоряжения о пожизненном содержании и обслуживании председателей Верховной Рады, президентов и премьер-министров, в том числе и Виктора Януковича. Отменил г-н Порошенко и все льготы для чиновников, введенные с 2010 г.

По его словам, на одного человека уходило более 800-900 тыс.грн. в год. Привилегии утратили отставные генералы армии и государственные советники юстиции, которым полагались бесплатное медицинское обслуживание и 50%-ная скидка на оплату коммунальных услуг.
Последние новости: