Горе от ума

Горе от ума
378
Негативные прогнозы о грядущем существенном снижении реализации в Украине мобильных устройств, которые были сделаны операторами телекоммуникационного рынка в начале лета, в целом подтверждаются.

Напомним: два месяца назад и аналитические компании, и некоторые торговые сети высказали опасение, что во II квартале 2014 г. легальные поставки мобильных телефонов

и смартфонов на потребительский рынок могут сократиться по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом вдвое — примерно до 1 млн устройств (см. также статью "Аппаратная косметология").

Ситуация
Начнем с хорошей новости: сокращение спроса во II квартале оказалось не столь сильным, как ожидали специалисты.

Мы подсчитали, что официальные поставки мобильных телефонов и смартфонов во II квартале 2014 г. уменьшились на треть.

Всего за это время в Украину было ввезено 1,4 млн мобильных устройств, что на 31,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основной причиной стала, конечно же, крайне сложная экономическая и политическая ситуация в стране
”,

— говорит Наталия Милько, аналитик компании IDC Ukraine (г.Киев; представительство аналитической фирмы International Data Corporation, специализирующейся на исследованиях рынка информационных технологий; с 2005 г.; 10 чел.).

Плохая новость, по данным этой компании: украинские потребители стали покупать значительно больше дешевых смартфонов.

А ведь именно реализация смартфонов обеспечивает основную выручку в сегменте мобильных устройств.

Скажем, по данным компании GfK Ukraine (г.Киев; маркетинговые и социальные исследования; с 1995 г.; 170 чел.), в 2013 г. их доля в общем объеме реализации достигала 74%, или 7,2 млрд грн.

По итогам первого полугодия, отмечает г-жа Милько, уже можно сказать, что в сегменте смартфонов зафиксировано снижение выручки на 20% по сравнению с январем — июнем 2013 г. (к сожалению, в IDC не уточняют его объем в денежном выражении. — Ред.).

И это при том, что, в отличие от мобильных телефонов, поставки смартфонов увеличились по сравнению с первым полугодием 2013 г. примерно на 10% — до 1,6 млн шт. (см. “Поставки...”).

“В поставках смартфонов растет доля моделей нижнего ценового сегмента стоимостью до $120 за 1 шт., а средняя цена смартфона снизилась с $268 до $194 за 1 шт.”, — отмечает эксперт.

Китайский порыв
Впрочем, увеличение доли реализации смартфонов нижнего ценового сегмента обусловлено не только снижением покупательной способности граждан.

Дело в том, что долю рынка нынешних лидеров начали агрессивно завоевывать китайские производители.

Так, по данным компании IDC, во II квартале 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рыночная доля лидера последних лет — Samsung — уменьшилась на 4 п.п.

 В то же время так называемые “новые китайцы”, Huawei и Lenovo, продемонстрировали рост, обосновавшись в рейтинге реализации на 3-м и 4-м местах соответственно.

При этом, поясняет Виктор Шолошенко, директор по маркетингу сети магазинов гаджетов и аксессуаров “Цитрус” (г.Одесса; 30 магазинов; с 2002 г.; около 500 чел.),

нужно учитывать, что если европейские компании — владельцы брендов “второго эшелона” Fly и Prestigio размещают в Китае заказы на производство дешевых устройств,

то “новые китайцы” строят свою стратегию на собственных инновационных разработках и инвестициях.

Например, Лей Джун, один из владельцев Xiaomi, исполнительный директор компании Xiaomi Tech (г.Пекин, КНР; производство мобильных устройств и ПО; с 2010 г.; около 3 тыс.чел.; оборот в 2013 г. — $5,2 млрд),

заявил: “Мы убрали все лишнее, убрали всю шелуху и весь пафос… все то, что сейчас умножает стоимость любого брендового гаджета, как минимум, на два.

Я хочу, чтобы покупатель мог каждый год приобретать себе “топовый” смартфон или планшет, не думая о том, где найти на него $800-1000
” (об очень уж бюджетных моделях см. стр.31. — Ред.).

Напомним, что на украинском рынке стоимость “новых китайских” смартфонов примерно в 1,5 раза ниже, чем равных по техническим характеристикам южнокорейских брендов.

По мнению г-на Шолошенко, такие ТМ смартфонов, как Xiaomi, Meizu, Lenovo и Huawei, имеют все шансы нарастить по итогам 2014 г. свою совокупную долю до 55-60% в общей структуре реализации “умных” телефонов в Украине.


Последние новости: