Украинский МВА

Украинский МВА
1799

Кризис — это всего лишь время для поиска новых решений и приобретения дополнительных знаний.

Рост популярности МВА—образования в кризисное время — общемировой тренд. И хотя Украина находится в состоянии перманентного кризиса, украинские бизнес—школы способны предложить абитуриентам качественное образование. Мировой опыт показывает, что инвестиции в себя окупаются в течение последующих двух—трех лет.
БИЗНЕС решил помочь сделать выбор лучшего инструмента для инвестиции


В бизнес-школы приходят в возрасте 28-40 лет, в основном мужчины, менеджеры среднего звена, чтобы повысить свою стоимость на рынке труда и претендовать на более высокие ступени карьерной лестницы.

Эпоха элитарности и “закрытости” МВА прошла. Украинские школы МВА ищут новые способы привлечения широкой аудитории учащихся с помощью краткосрочных специализированных программ и мини-курсов — бизнес-образование становится бизнесом.

Однако есть учебные заведения, которые уже много лет держат марку и чтят все традиции классического МВА. Они исповедуют жесткий подход ко всему: составу преподавателей и учебному процессу, отбору учеников и созданию комьюнити выпускников.

Украинский рынок МВА нельзя назвать высококонкурентным, даже при условии наличия на рынке псевдоМВА. Последние привлекают внимание низкой ценой и наличием трех заветных букв, говорить
о качестве такого образования не приходится.

Статусные бизнес-школы имеют несколько схожих характеристик: наличие собственного состава преподавателей с привлечением экспатов; инвестиции в собственные исследования и создание учебных кейсов на первичных примерах,

а не гипотетических американских; сотрудничество с ведущими вузами Европы и США, в том числе и модульные программы в их стенах; наличие методической базы и бизнес-библиотеки; выдача дипломов по окончании обучения — государственного образца и от иностранного партнера.

Отдельным пунктом стоят “внеклассная” работа и прямые связи с бизнесом, проявляющиеся в проведении всевозможных мастер-классов и лекций первыми лицами компаний, прохождении практики
в условиях реально работающего бизнеса и т.д.

В последние несколько лет мировые бизнес-школы начинают активно развивать онлайн-направление, но не как отдельный способ получения образования, а как помощь студенту в его ежедневной работе.

 В онлайн-кабинете традиционно доступны дополнительные материалы по теме, в том числе видео и аудио, чат с преподавателями, закрытый форум студентов для обсуждения пройденных тем и бизнес-идей. В Украине это направление пока только зарождается.

Мировой эксперт в ранжировании МВА-школ и программ — газета “The Financial Times” — базовым критерием своего рейтинга называет карьерный рост выпускников. БИЗНЕС пообщался с выпускниками “топовых” украинских школ. Однозначный вывод — бесследно полученные знания, навыки и практики для опрошенных не прошли.

Кто-то сумел развить свой бизнес от мелкого регионального до лидирующего в своем сегменте, кто-то пришел к пониманию, что должен развиваться в государственном сегменте. В любом случае, мы не нашли тех, кто сказал бы о бесполезности МВА.

  Об образовании как лучшей инвестиции
Вячеслав Климов
и Владимир Поперешнюк,

сооснователи
и совладельцы компании
“Нова Пошта”, выпускники МИБ:

— Обучение в бизнес-школе дало ощутимый толчок развитию бизнеса. Нам удалось структурировать знания о маркетинге, продажах, правильной организации бизнес-процессов. Это был хороший опыт, который в то время оказался полезным нам — людям с техническим образованием, которые основали сервисную компанию и стремились ее развивать.

Если смотреть шире, то бизнес-образование в Украине может помочь людям, пришедшим в бизнес из других сфер, освоить азы.

К примеру, сейчас есть впечатление, что после 15 лет управления “Новою Поштою” мы вряд ли могли бы получить ожидаемый уровень знаний и опыта в украинской бизнес-школе.

Кроме того, на наш взгляд, важно не просто пройти курс МВА, а суметь применить полученные знания в реальном деле, внедрить изменения в компании, правильно отладить бизнес-процессы.

То есть в бизнес-образовании важно уметь интегрировать чьи-то кейсы в свой бизнес. Для нас это показатель его эффективности.

Об ответственном строительстве бизнеса


Андрей Озейчук,
основатель и директор компании “Rauta Group”, выпускник МИМ:

Желание учиться на МВА появилось тогда, когда понял, что множества разрозненных знаний становится недостаточно, и для развития бизнеса необходимо понять его лучше.

Рассматривая возможные варианты бизнес-образования, понимал, что качественное образование не может стоить дешево, поэтому сравнивал украинские и иностранные школы.

Здесь пригодился совет знакомого, который закончил западную бизнес-школу и реализовался как бизнесмен в Украине, - “надо учиться в той стране, где будешь строить бизнес, ведь ментальные различия влияют на ведение бизнеса.

Важно, чтобы программа была адаптирована к потребностям локального рынка”.

Я могу сравнить программу МВА с курсами иностранных языков: здесь учат общаться на языке маркетолога, финансиста, юриста и т.д., а самому мыслить как руководитель.

За время учебы я получил не только системное видение бизнеса через понимание бизнес-процессов, движения капитала в мире и психологии людей.

К тому же здесь появляется много знакомых, которые вдохновляют друг друга и помогают развивать бизнес; некоторые из них даже становятся партнерами по бизнесу. Но самое главное, что дает МВА – это ценности.

С их пониманием приходят амбиции и уверенность в том, что стоит начать собственную предпринимательскую деятельность. Именно с этого и началась история моей компании: я осознал, что могу строить бизнес ответственно.

Об изменении способа мышления

Юрий Самсонов,
архитектор, сооснователь архитектурного бюро “ArchMasters”, выпускник МИМ:

Необходимость в МВА пришла вместе с необходимостью шагать в новый этап личностного развития, связанный с развитием профессиональным. После МВА все, о чем догадывался, стало абсолютно понятным.

Принципиально поменялось отношение к восприятию информации. Широко эрудированный человек находит полезность в мелочах, которых раньше не замечал. Уверен, этот способ мышления давно должен был стать обязательным для системы образования.

О необходимости учиться бизнесу

Руслан Захарченко,
генеральный директор IT-компании Eleks, выпускник kmbs:

— Я получил от курса намного больше, чем ожидал. Причем с точки зрения не только знаний и опыта в бизнесе, но и персонального развития: сильные преподаватели; сильная группа; прозрачная механика бизнеса; партнерские отношения; системный взгляд на все; сильная связка визии, стратегии и тактики;

экосистемы и бизнес-модели; возможность видеть бизнес на разных уровнях; возможность посетить зарубежные предприятия и университеты, много бизнес-кейсов; “мягкие” навыки. Отдельно отмечу влияние и воспитание нужной культуры для достижения бизнес-целей. Культура, с моей точки зрения, делает дизайн бизнеса, поэтому с ней нужно постоянно работать.

Для того чтобы поднять экономику Украины, нужно, во-первых, этого хотеть, а во-вторых, обязательно учиться бизнесу. Бизнес — это не только использование возможностей, это наука, которая кристаллизует опыт многих успешных людей. Использование этого опыта с учетом контекста, а также культуры организации позволяет получить более предсказуемый результат.

О том, как МВА открывает новые горизонты

Владислав Скальский,
заместитель мэра Винницы, выпускник kmbs:

— Я несколько раз менял свое отношение к работе за время обучения. Соответственно, несколько раз сменил и работу. Придя из бизнеса, попробовав что-то в области государственного управления, сконцентрировался на местном самоуправлении как на самом перспективном направлении в ближайшее время.

Увеличивается финансовый ресурс, повышается уровень и расширяется область ответственности. Все больше аспектов переходит под полный контроль городских властей, и им нужно расти.

Вообще, с учетом текущих трендов у меня есть уверенность, что именно MВA будет самым востребованным направлением в ближайшие 10-15 лет. Городам и их менеджменту нужна компетенция, и это послужит основанием для смены парадигм местного самоуправления.

Времена “чому дурні, бо бідні, а бідні — бо дурні” заканчиваются. Общество все больше требует изменений. Нам нужно меняться в соответствии с этим запросом. Бизнес-образование в моем случае, как ни странно, сформировало потребность работать для родного города.

Когда меня (проработавшего ряд лет за пределами Украины, но неизменно возвращавшегося домой) спрашивают, что мною движет, самый первый ответ, который приходит на ум: “Моей дочери сейчас девять лет. У меня есть в запасе еще лет восемь, не больше.

Важно, чтобы, когда она будет принимать решение о дальнейшей своей судьбе, Винница полноправно участвовала в этом выборе”.
 

О необходимости выходить за рамки

Надежда Васильева,

генеральный директор компании “Microsoft Украина”, выпускник МИБ:

— Сейчас очень важно уметь грамотно выходить за рамки своих обязанностей, быть проактивным и гибким, искать нестандартные подходы. В этом мне очень помогают навыки стратегического мышления, которые я обрела, обучаясь в бизнес-институте.

Я четко осознаю, где и как мои опыт и знания могут быть востребованы и задействованы в той или иной ситуации. Кроме того, МВА-образование позволяет взглянуть на бизнес и решение проблем под иным углом.

Так, существуют два понятия, описывающих качество сотрудника, — “Responsibility” и “Accountability”. Оба слова означают “ответственность”.

Но если сотрудникам дать задание, то первый, когда упрется в стену, будет смотреть на нее и говорить: “Я сделал все что мог, дальше — стена”, и списывать остановку на барьер. А второй скажет: “Да, есть препятствие, но его можно обойти”.

Он не станет искать оправданий, а найдет альтернативное решение. Именно такие люди сейчас ценятся больше всего — развивающиеся вне того, что от них требует их профессия.

Но самое ценное, что мне дало бизнес-образование, кроме практических знаний, — это множество новых полезных контактов, партнеров и друзей.

Когда попадаешь в окружение опытных, незаурядных людей, которые хотят развиваться и понимают, что совершенству нет предела, ты тоже быстро учишься плечом к плечу с ними.

О необходимости рисковать

Наталия Тулинова,

заместитель генерального директора клиники “ИСИДА”, выпускник КНТЭУ:

— Экономический кризис показал, насколько Украина уязвима, насколько несовершенна система защита сотрудника.

Огромный штат профессионалов оказался неэффективным в нестабильных условиях ведения бизнеса и подвергся жесткой переоценке.

И здесь необходимо было взять на себя все риски и всю ответственность за свое будущее и будущее своих детей. Мне захотелось защитить свою позицию, свой уникальный 12-летний опыт в сфере медицинского маркетинга/коммуникаций/сервиса.

На рынке медицинских инноваций, на котором сейчас наблюдается рост и невиданная динамика, крайне редко можно встретить обученных, бизнес-ориентированных управленцев. Хотелось быть уверенной в окупаемости всех ранее сделанных инвестиций.

В “рейтинге” также участвовали МВА-школы украины:
  • Бизнес-школа “КРОК”
  • Киевская школа экономики
  • Львовская бизнес-школа
  • Международный университет финансов (КПИ)
  • Школа бизнеса КИБИТ

Последние новости: