Бессарабка-project: новая жизнь старинного рынка

Бессарабка-project: новая жизнь старинного рынка
2991

До недавнего времени это место было полумертвым призраком центра торговли. И это вопреки идеальному расположению в центре Киева.

Бессарабский рынок — первый крытый рынок столицы. Ему (ни много ни мало) уже более 100 лет. Однако торговля здесь велась еще задолго до сооружения здания. Несмотря на свою долгую историю, он никогда не менял функционального предназначения, и до сих пор остается одним из самых старых рынков столицы.

Сегодня рынок посещают в основном туристы и иностранцы. Да и то, вряд ли они находят там что-то сверхновое или оригинальное.

До недавнего времени это место было полумертвым призраком центра торговли прошлого века. И это вопреки идеальному расположению в центре Киева.

Европейский опыт ревитализации рынков

В Европе подобные сооружения никто не оставляет без внимания. Практика ревитализации старых рынков — настоящий тренд. Европейцы сумели превратить старинные базары в место для отдыха.

Ярким примером является берлинский Markthalle Neun. Двое ребят решили вдохнуть жизнь в заброшенный рынок, инвестировали в него капитал, и в 2011-м году открылись после капитального ремонта. Помимо большого разнообразия продуктов, как местного производства, так и привезенной экзотики, рынок славится своими фестивалями уличной еды, которые проходят здесь каждый четверг, а также воскресными завтраками, которые организовывают 2 раза в месяц.

Эти мероприятия привлекают покупателей, ведь здесь можно приобрести продукты для приготовления блюд, которые только что попробовал.

В Мадриде популярен рынок San Miguel, где наряду с продуктовыми лавками расположены точки с уличной едой, кофейные, закусочные и гастролавки. В следующем году рынку исполняется 100 лет, но современный облик он обрел после покупки в 2003-м частным инвестором. Он потратил около 6 лет на реставрацию старого здания и превращения его в гастромекку Мадрида.

Центральный рынок Флоренции — Mercato Centrale — тоже результат идеи Умберто Монтано, который спроектировал его вместе с Клаудио Кардини. В результате они вернули к жизни один из самых колоритных мест города — первый этаж крытого рынка в Сан-Лоренцо. Здание находится в центральном историческом месте, поэтому поток туристов и местных жителей там непрерывен.

Украинские реалии: отсутствие контента у проекта

Возвращаемся к Бессарабскому рынку — ничего подобного у нас не наблюдается. Историческая ценность, удачное расположение, функциональная адаптация, бренд – все это есть. Отсутствует общее направление развития проекта, которое помогло бы стать рынку настоящей туристической аттракцией и культовым местом для отдыха среди киевлян.

Хотя в последнее время прослеживается тенденция к качественной трансформации. Появились интересные форматы уличной еды, такие как Vegano Hooligano, Раки и Эклеры, Sumasbrod. Рынок потихоньку обрастает небольшими кафе. Среди них и Noodle Doodle.

Если такая тенденция сохранится, вскоре можно будет ожидать появление на гастрономической карте Киева нового места, обязательного к посещению.

Как Бессарабский рынок сделать прибыльным и европейским

Чтобы выйти на уровень аналогичных европейских маркетов, нужно пойти тем же путем:

  • отдать проект (возможно, устроить тендер) частному инвестору;
  • прописать необходимые обязательства;
  • и дать бизнесу возможность развивать город.

Отсутствие бюрократических сложностей и заинтересованность в коммерческой прибыльности ускорило бы процесс развития площадки. Это также способствовало бы превращению обычного киевского рынка в новый формат европейского базара, одинаково интересного для местных жителей и гостей города. 

И хотя фиксированных обязательств для инвесторов не существует, считаю необходимым в первую очередь: сохранить исторический облик Бессарабского рынка и его целевое предназначение, облагородить территорию вокруг рынка, чтоб она превратилась в место отдыха, куда можно будет прийти в любое время года, попробовать что-то вкусное, послушать музыку, возможно, посмотреть какие-то уличные перформансы и просто хорошо провести время.

Комплексный подход к обустройству территории, полноценное наполнение его дополнительным контентом, и должно стать главной фишкой киевского рынка.

It’s not all about food. But food is first.

Последние новости: