Бизнес по-чешски: рекомендации опытных предпринимателей

 Бизнес по-чешски: рекомендации опытных предпринимателей
679

Выходить в столицу Чехии со своим фастфуд-проектом — нереально. Старый город просто-таки переполнен различными общепитовскими заведениями

Прогулявшись по центру города, понимаешь, что выходить в столицу Чехии со своим фастфуд-проектом — нереально. Старый город просто-таки переполнен различными общепитовскими заведениями.

В то же время на окраине, в спальном районе, «днем с огнем не сыщешь» какой-то бар или паб. А если и найдешь, то он закрывается в 20:00 или в 21:00. Как нам объяснили, это связано с образом жизни чехов, который (если кратко) звучит так: «если отдыхать, то в центре». Даже нас, приглашая на встречи, старались вытянуть в старую часть города, объясняя это наличием хороших заведений.

При этом в сегменте общепита, в отличие от Варшавы и Берлина, нет международных компаний — ни McDonalds, ни Subway. Из международников здесь представлены отели Four Seasons и InterContinental, а также ритейлеры.

Пообщавшись с предпринимателями, открывшими свой бизнес в Праге, хотим поделиться их советами-наблюдениями. Итак.

Совет № 1. Забудьте об отелях и ресторанах

Как сказал управляющей сети магазинов «у дома» (LL Market), многие иммигранты, приехав в столицу Чехии, сразу же вкладывают деньги в покупку гостиницы или открытие ресторана. Семь-восемь месяцев работают, а потом выставляют их на продажу и… Их покупают новые «бизнес-пилигримы».

Совет простой, но актуальный для любой страны, — занимайтесь тем, в чем разбираетесь, а не тем, что вам кажется модным.

Совет № 2. Ориентируйтесь на местных

В Чехии много русскоговорящих эмигрантов. Но все наши собеседники рекомендовали ориентироваться на местную целевую аудиторию, а не на «своих». Более того, под рынок адаптировать нужно не только товар или услугу, но и саму точку, где планируете работать (там должны работать местные), в противном случае будет сложно добиться успеха.

Совет № 3. Начинайте действовать уже сейчас

Все предприниматели ожидают, когда Чехия вступит в еврозону. Поэтому они рекомендуют вкладывать деньги именно сейчас. С одной стороны, пока в обороте крона — открыть новую точку дешевле, с другой — как только введут евро, эту же точку (уже с налаженным бизнесом) можно будет продать дороже. Или как минимум оставить себе. В этом случае товары или услуги в европейской валюте будут стоить дороже, соответственно, возрастет и доход.

Последние новости: