Дайте подышать, Или как ослабить хватку МВФ?

Дайте подышать, Или как ослабить хватку МВФ?
935

Почему Украина так покорно следует требованиям МВФ для получения последующих траншей? Возможно, стоит ослабить регулирование, чтобы бизнес смог вздохнуть?

Оказавшись в военном положении и растеряв 2/3 золотовалютных резервов (в большем случае по преступной глупости НБУ), Украина обратилась к кредиторам последней инстанции – МВФ.

В первой заявке фонда значилось около 40 требований к Украине, в том числе и «фискальная консолидация», наращивание валютных резервов, а также институциональные реформы. За них кредитор обещал в кредит $17 млрд в течение нескольких лет.

МВФ требует целевого использования средств, в частности, обеспечения приемлемой «подушки безопасности» золотовалютных резервов для избегания последующих экономических шоков, а также погашения предыдущих траншей миссии.

Де-факто, получив финансирование, Украина существенно ограничена в возможностях его использования. Прежде всего, мы не имеем права пускать деньги через бюджетные механизмы. Например, на финансирование капитальных инвестиций, а также сглаживание влияния начатых «реформ» правительства на частный сектор. Ведь за счет привлеченных средств можно было бы сокращать дефицит "Нафтогаза" не резко, а постепенно, не так быстро поднимать цены на газ и тепло, а также плавно девальвировать гривну. Тогда шок от так называемых реформ был бы не столь сильным. О социальных стандартах и речь не идет, так как, по мнению МВФ, это — выброшенные деньги.
Знімок екрана 2016-01-18 13.31.33.png

На графике сверху видно, что существует прямая зависимость между выборкой по новой программе МВФ и увеличением золотовалютных резервов. Точно так же бывает, когда компании берут в долг деньги и кладут их же на депозит, не тратя на операционную деятельность. Такие транзакции проводят высокоэффективные фирмы для поддержания существенного уровня ликвидности, что позволяет им оптимизировать налогообложение (за счет отнесения затрат на оплату процентов на затраты) и получать высокие кредитные рейтинги.

Назвать украинскую экономику высокоэффективной – сильно преувеличить, так что мотивация держать высокую ликвидность в отсутствие возможности выхода на внешний рынок, плавающего валютного курса и плюсового платежного баланса — не однозначна.

Тем временем, только за 8 месяцев резервы НБУ выросли на 130%. Эти рекордные темпы обеспечены:

1. Резервацией средств МВФ на валютных счетах без их целевого использования;
2. Ужесточением валютного регулирования:
  • Ручным регулированием выполнения заявок на покупку;
  • Обязательствами продажи 75% валютной выручки;
  • Резервированием гривны на спецсчетах за 3 дня до покупки валюты;
  • Ограничением авансирования импорта на 90 дней (аккредитивная форма расчета при импорте топлива);
  • Запретом на покупку валюты без импортных контрактов;
  • Отсутствием валютного хеджирования;
  • Запретом на беспоставочные форварды;
  • Запретом на покупку валюты для выплаты дивидендов;
  • Другими техническими ограничениями (обязательные справки, отчеты и т.д).
3. Положительным сальдо платежного баланса за счет девальвации гривны;
4. Увеличением экспорта (соответственно, и обязательной продажи валюты) за счет девальвации гривны.

Упомянутые ограничения призваны увеличивать золотовалютные резервы, но они существенно усложнили условия ведения бизнеса.

Жесткое регулирование также отразилось на желании западных инвесторов вкладывать в экономику. При столь дешевой гривне, международные компании должны быть заинтересованы в аутсорсинге производства экспортных направлений, однако происходит обратная реакция, и европейцы покидают украинский рынок (пример Unicredit). Пугающим для них также является отсутствие технической возможности получать доход от вложенных средств, а именно — покупать валюту для выплаты дивидендов.

Основными индикаторами оптимального уровня золотовалютных резервов являются отношение резервов к объему импорта в месяцах и покрытие резервами валютного долга.

Минимальным показателем для развивающихся экономик по импорту являлся показатель в 3 месяца, на пике падения резервов в Украине этот показатель достигал 1,5 месяца.

Знімок екрана 2016-01-18 13.17.50 (1).png

Как видно из графика, Украина находится в половине стран с большими золотовалютными резервами, покрытие импорта составляет 4,5 месяца.

Внешний долг реструктуризирован до 2020 года, а внутренний долг в основном деноминирован в гривне, тут можно вздохнуть спокойно.

Изменения в части валютной либерализации должны пройти немедленно, это однозначно, однако НБУ переносит частичное ослабевания регулирования аж на третий квартал 2016 года.

Не зря, американский Global finance оценил Гонтареву практически хуже всех в мире.

Также стоит задуматься о балансе интересов Украины и кредиторов. Затягивание поясов, и перегиб через колено бизнеса стоит прекратить, тем более, деньги МВФ лежат мертвым грузом.

Украина должна перестать принимать непродуманные решения, если даже они продиктованы на основе абсолютно неприкладной теории заплесневевших учебников на полке МВФ.
Последние новости: