Крымскому бизнесу: Мы к вам, извините, не приедем!

Крымскому бизнесу:  Мы к вам, извините, не приедем!
3125

Начался «высокий» летний туристический сезон и ко мне обращаются некоторые (подчеркну слово “некоторые”) известные по нашим публикациям прошлых лет крымские туроператоры с предложением. Суть “заманчивого” такова: а нехило бы БИЗНЕСу съездить в Крым и, как это было раньше, рассказать об организации отдыха, маркетинговых и прочих акциях. Ведь у нас в Крыму, говорят они, практически ничего не изменилось (!!!) и для нас посланцы с материка всегда были и будут желанными гостями. По стечению обстоятельств об этом же пишет в нашумевшей крымской фотосессии московский блогер Илья Варламов, правда, со знаком «минус»: почему бы материковым СМИ не приехать сюда и, цитирую, «вести отсюда онлайн с пустыми пляжами, высокими ценами и ужасным сервисом».

Что сказать по этому поводу?

Во-первых, никто не запрещает жителям Киева, Днепра и других городов приезжать на полуостров – с известными ныне транспортными неудобствами. Чтобы не только оздоровиться там, где привыкли, но и возникшие вдруг «гуманитарные» проблемы как-то решить. Многие из моих знакомых в свое время прикупили кто участок, кто дачку, кто квартиру в Ялте, а то и целые многоквартирные дома отгрохали (ну, например, под синей крышей в Партените, рядом с «Айвазовским»), а теперь не знают, что с этим делать – кто ж думал, чем это все обернется?

Во-вторых, в те самые «прошлые годы» БИЗНЕС уделял очень много внимания развитию бизнеса (не только туристического) в Крыму и кое-кто из тех же предпринимателей с помощью публикаций кое-чего добился. Мы отстояли коммунальный рынок «Автостоп» в Симферополе, ежегодно заставляли чиновников ходить и решать проблемы на наших «круглых» столах в Киеве, Симферополе, Ялте, посвятили крымчанам спецрепортаж из WTM (Всемирной туристической ярмарки) в Лондоне, разбирались с вороватыми чиновниками в Джанкое, пропагандировали инициативу «Крымский бархатный сезон здоровья», да и много еще чего было.

Как-то все вдруг переменилось после известных событий 2014 г. Когда мы обзванивали знакомых предпринимателей полуострова и спрашивали, а что делать-то будете теперь, то (хочу это выделить особо) от большинства из них услышали, то, что и поныне крутится на российских телеканалах – о «кровавом» Правом секторе, «хунте», «тупых хохлах», происках Вашингтона, НАТО. И если бы не Путин, Крым бы утопили в крови. Было правда, и меньшинство, которое как бы извинялось за коллег: дескать, поздравляем с Революцией, понимаем, что с турпотоком и всем прочим у нас может наступить полная ж…, но учтите: у всемогущего ВВП идея-фикс – превратить Крым для России в такой курортище, какого мир еще не знал. Так что в этой ситуации не до морали, коль скоро есть возможность подзаработать денег.

Из архива БИЗНЕСа
“Сейчас многие в растерянности”, — говорит Татьяна Заяц, директор компании “Алькона” (г.Симферополь; производство дизель-генераторов; с 2002 г.; 8 чел.) — С какими сложностями вы столкнулись после аннексии Крыма Россией? — У нас проблемы начались еще перед Новым годом, во время Майдана: тогда постепенно стала сокращаться реализация. Уже после референдума был зафиксирован резкий взлет сбыта, когда Украина выключила свет (имеется в виду авария на линии электропередачи “Каховка — Островская” 23.03.14 г. — Ред.). За что Украине спасибо, так это за то, что тогда бизнес пошел хорошо. Дизель-генераторы покупали отлично.

И действительно, летом 2014 г., когда Путин погнал россиян в Крым по льготам, часть фигурантов наших публикаций, став эксклюзивными разместителями гостей в санаториях и пансионатах, неплохо заработала на процентах от каждой путевки. Но «халява» на следующий год закончилась, турпоток с «украинского» материка (тех самых «тупых хохлов») значительно поредел, а тут еще для россиян Турцию открыли. Знаю, что и в этой ситуации часть крымского бизнеса не растерялась – ездит по российской глубинке, привлекает туристов относительно недорогим отдыхом, словом, крутится как может. Другая часть (меньшая), видимо, понимает, что великой России на них наплевать: «Денег нет, но вы держитесь». Возможно, именно этим можно пояснить ту дикую разруху (хорошо хоть не везде!), которую запечатлел Варламов.

Вот у меня поэтому вопрос: что же, дорогие крымские друзья, вы не воюете за свой бизнес, как когда-то? Где ваша былая организация, шумные и эффектные кампании за снятие вороватых чиновников и просто бездельников, за наведение элементарного порядка, наконец, которые БИЗНЕС в былые годы ставил в пример предпринимателям других регионов Украины? Куда это все ушло? Почему и кого вы боитесь? Ведь, как сами мне пишете, в Крыму ничего не изменилось.

Итожу. Святое дело любого бизнеса – зарабатывание денег. Но при этом еще что-то должно быть в голове. До тех пор, как вы не осознаете, что же все-таки случилось в Крыму в феврале 2014 г. и не придете к пониманию, что необходимо что-то делать, чтобы переломить ситуацию, не поможет ни Керченский мост, ни деоккупация Крыма, ни особый статус полуострова (ни российский, ни украинский!) на будущее.

И мы к вам, извините, не приедем.

Последние новости: