Липовая медиа-привлекательность портов

Липовая медиа-привлекательность портов
934

Схемы в государственных портах просты, известны, сродни схемам Януковича: «Обдирай, собирай и разделяй»

Недавно поехал на встречу с начальником администрации Одесского порта. И на проходной выяснилось, что посещение теперь платное.

Представьте себе: стоимость составляет 2,17 грн. И это несмотря на то, что я шел к руководителю говорить о будущих инвестициях. А потом цена выросла и вовсе до 6,05 грн за вход. Если вы на машине, то придется заплатить целых 25,20 грн.

Эти дополнительные суммы расходов инвесторы должны учитыватьв своих бизнес-планах, оценивая перспективы будущих вложений. Ежедневно и по несколько раз. И для всего своего персонала…

В Министерстве инфраструктуры и Администрации портов открыто об этом не говорят, когда пиарят многомиллиардные инвестиции в наши порты. С этой организацией сталкиваешься уже на практике. Видимо, не хотят позориться открыто…

Возмутившись, я обратился к крупнейшим клиентам порта. Действительно, из года в год они платят десятки миллионов гривен только за вынужденное «посещение» порта.

На вопрос «зачем это нужно?» мне ответили, что «так уж устроено». А все потому, что есть необходимость бумажки развозить по отделам госслужб внутри порта, счета собирать, поскольку  никто не хочет высылать акты выполненных работ и т.д.

А как же перехваленная Информационная система портового сообщества (ИСПС), за которую и так дополнительно взыскивают десятки миллионов гривен в год с клиентов в пользу частной околопортовой фирмы?

Программа — программой, а бумажки как развозили, так и развозим

И это круглосуточный процесс, в другом случае – все остановится…

Не спасает и создание новой должности по логистике в Администрации портов. Он только частной программой ИСПС и занимается, остальная портовая логистика его не интересует…

И это не единственный случай принудительной работы в Одесском порту. Таких сотни!

С такой организацией работы, клиент порта оказывается заложником системы. Сразу возникает вопрос: « А зачем государственному порту автоматизация документооборота и переход на безбумажный документооборот, если только плата за пропуска в год приносит десятки миллионов гривен?»

Ответ очевиден: незачем! На пропусках можно миллионы «поднимать», лихо эксплуатируя шлагбаум и попутно рассказывая сказки о привлекательности наших портов.

С сухопутными пропусками все ясно: в 21-м веке в проходные наших портов инвестор еще нескоро постучится. А как насчет входа с моря? Ситуация идентична: чтобы доставить наш экспорт в Китай, нужно заплатить треть от морского фрахта «портовых сборов» в украинских портах… То есть тоже только за право входа в порт. Эти сборы платятся за то, чтобы поставить судно к нашему причалу.

Портовые сборы отпугивают перевозчиков

Ежегодно все причастные к портовой и судоходной отрасли твердят однозначно, что наши порты фактически закрыты для всего мира из-за высоких портовых сборов. И это не только среди конкурентов на Черном море, но и в мире.

В 2014-м году руководство Ассоциации иностранных судовладельцев работающих в наши порты (АКЛАУ) обратилось к министру инфраструктуры (тогда был Максим Бурбак, он опять претендент на должность от БПП) с просьбой снизить входные тарифы в наши порты с моря. Все безуспешно.

В прошлом году из наших портов со своими океанскими судами ушел Maersk Line, мировой лидер в контейнерных перевозках. Теперь он возит небольшим флотом, чтобы не переплачивать зря. Вместо океанских судов к нам теперь приходят "фидерные". По моим подсчетам, разница, т.е. потеря от этого в портовых сборах ок. 100 млн грн в год. Ушла и часть перевозчиков первой мировой десятки. Естественно, упал грузопоток.

Громкие презентации не спасут

Полгода назад та же уважаемая АКЛАУ делает презентацию о состоянии дел. Итог портовые сборы в Украине в разы выше, чем во всем мире! Единственное, на что пошло министерство, так это снизило в 2 раза портовые сборы судов с транзитными грузами, которых и так уже нет. Отписались, называется…

Сегодня по доходам Администрация морских портов Украины – крупнейшее госпредприятие страны. И все это благодаря постоянным миллиардным остаткам на счетах, шикарным зарплатам высших управленцев, многочленным коррупционным возможностям и, изредка, уголовным делам.

А ведь недаром прошлым летом первый замминистра инфраструктуры описывал коррупционные схемы в транспорте, уделяя должное внимание портовой отрасли. Описывал, не имея возможности что-то изменить?!

Очевидное и невероятное

Что поменялось? Ничего. Схемы в государственных портах просты, известны, сродни схемам Януковича: «Обдирай, собирай и разделяй». В действительности: натуральная клептомания и воровские схемы, только в портовой интерпретации. И с постоянно создаваемыми и используемыми возможностями налаживать, пестовать и защищать эти схемы.

Благо денег налогоплательщиков много, склонности и желание к схемам безграничны, а контролирующие органы, может быть, когда-то и отреагируют. Через год, два, когда следы преступлений можно будет замести.

Кстати, две основные статьи расходов Администрации портов — дноуглубление на перспективу (?) и собственное содержание. Тоже на перспективу, только личную - для распорядителей портовых денег.

За последний год обещаний было на десяток миллиардов, даже 2 меморандума подписали… Вместо избавления наших портов от схем времен Януковича, и АМПУ, и Министерство инфраструктуры создают липовую медиа-привлекательность. Единственная цель —популизм для одних, защита прежних схем для других.

С пропускной клептоманией и наглыми схемами бороться некому и при этом проевропейском министре… Сетуют на маленькие зарплаты… 

Последние новости: