«Мягкие» компетенции vs профессиональные знания: сложности подбора эффективного сотрудника

«Мягкие» компетенции vs профессиональные знания:  сложности подбора эффективного сотрудника
1118

Последние 5 лет в Украине все чаще возникает вопрос о востребованности выпускников на рынке труда

Требования к специалистам со стороны работодателей постоянно растут, а образовательная система объективно не успевает подстроиться под современные тренды и технологии.

В связи с этим существует острая необходимость в модернизации учебных программ, планов и методического обеспечения подготовки студентов, которые соответствовали бы актуальными запросам рынка труда. Кроме академических и профессиональных знаний, на которые ориентирована система образования, необходимо развивать так называемые «мягкие» компетенции (soft skills), формировать те умения и навыки, которые помогут выпускникам отечественных ВУЗов легко адаптироваться в бизнес-среде и обеспечат высокую результативность труда.

После многочисленных встреч с представителями бизнеса, общения с экспертами, а также руководителями и преподавателями украинских университетов, мы пришли к выводу, что проблема очень актуальна.

Образование в университете не развивает у студентов социальные компетенции, в то время как бизнес предъявляет высокие запросы на наличие таких качеств.

По данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии, 93% работодателей считают soft skills одним из ключевых факторов при выборе кандидата, а 67% - хотели бы видеть у соискателей практически-ориентированные навыки.

Учитывая описанные тенденции, сегодня выпускникам довольно сложно конкурировать на рынке труда. Работодатели несут дополнительные расходы, предпочитая нанимать специалистов с опытом, организовывают дополнительное обучение для своих сотрудников (корпоративные тренинги, семинары, курсы). Как результат, десятки тысяч молодых украинцев не соответствуют современным требованиям бизнеса, а это влечет за собой серьезные проблемы при поиске первой работы.

В Европе же бизнес и учебные заведения уже давно работают совместно, а развитие soft skills у студентов – обязательная часть учебного процесса. К примеру, в Польше или Эстонии большую часть знаний студент получает в университете, а остальное – во время практической работы в компаниях.

Развиваем компетенции

В перспективе необходимо максимально устранить разрыв между запросом бизнеса и реальным уровнем готовности выпускников. Это возможно благодаря созданию инновационной образовательной платформы, способной развивать у молодых специалистов компетенции, востребованные украинскими и международными работодателями. Такой проект обеспечит выпускникам конкурентное преимущество при трудоустройстве и даст дополнительные инструменты для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Консолидация сторон

Для реализации такого проекта важна консолидация усилий работодателей (бизнеса), учебных заведений, общественных и донорских организаций: со стороны университетов: донести идею проекта до своих студентов, предоставлять площадки для проведения мероприятий; со стороны бизнеса - помощь и участие в формировании моделей компетенций, составлении обучающих материалов и практических кейсов; активное участие в разработке образовательного контента и готовы предоставлять места для стажировки выпускников.

Именно такие цели ставит перед собой команда проекта UKRAINIAN NEW GENERATION UNIVERSITY, образовательная часть которого направлена на комплексное развитие «мягких» компетенций у студентов. Инициатива реализуется при поддержке Республики Эстония в рамках фонда Estonian development cooperation. Программа обучения включает как онлайн, так и оффлайн-модули, состоит из нескольких уровней – от начитки теоретической части до решения реальных бизнес-кейсов и задач.

Этапы реализации программы

Первый этап. Регистрация на портале, первичное оценивание и прохождение онлайн-части программы, построенной на современных e-learning технологиях.

Второй этап. Отбор лучших студентов для проведения офлайн-модуля с участием авторитетных украинских и международных тренеров и бизнес-экспертов. На этом этапе у студентов необходимо сформировать необходимые умения и навыки, установка на профессиональную деятельность. Тренинги с использованием инновационных интерактивных технологий, индивидуальные и групповые коучинговые сессии, мастер-классы – помогут в этом.

Третий этап. Стажировка и защита проектов в компаниях позволят закрепить полученные навыки и интегрировать их в рабочий контекст. Кроме того, знакомство студентов с международными стандартами ведения бизнеса, участие в бизнес-симуляциях, обучение предпринимательству будут способствовать этому процессу.

В свою очередь, компании будут причастны к последующим этапам проекта. Партнеры получат доступ к базе молодых специалистов, которые пройдут программу развития социальных компетенций, и смогут предложить им стажировку или трудоустройство.

Для того чтобы создать будущее, необходимо объединить усилия и направить их на достижение общей цели. Чем больше молодых специалистов пройдут обучение, тем больше продуктивных и эффективных сотрудников получит украинский бизнес. 

Последние новости: