Почему налоговый кодекс Яресько лучше депутатского?

Почему налоговый кодекс Яресько лучше депутатского?
2954

Налоговая реформа в Украине – это наиважнейший поворотный момент, от которого зависит, пойдет ли страна по новому кругу испытаний, или же встанет на путь развития

В чем проблемы нынешнего налогового законодательства

«Смерть и Налоги»: это поговорка, которая бытует в странах Запада, но не на постсоветском пространстве. Мол, от них не уйдешь. Там, на Западе, налоговые системы выстроены таким образом, что платить приходиться всем и, условно, по закону там жить выгодней.

В Украине, как и в других странах СНГ, очень популярна так называемая налоговая оптимизация. Бухгалтера и налоговая годами играют в «кошки-мышки», а налоговое законодательство с каждым годом становиться все более и более запутанным. Теперь уже простой человек, даже если захочет, без специального образования и не поймет, что надо делать, чтобы правильно жить по закону и платить налог.

Во всех учебниках по экономике написано, что главным источником доходов бюджета являются прямые налоги, это налог на прибыль и подоходный. Косвенные налоги носят регуляторную функцию. Но в Украине и России налоговые системы – не как в учебнике.

Косвенные налоги выполняют непосредственную функцию по наполнению бюджета, и тут уж не до регуляции. Это происходит, потому что прямые налоги просто не платятся. Высокие косвенные налоги и гротескность налоговой системы на корню убивают всякую инвестиционную привлекательность экономки. Поэтому инвестиций и развития нет, и никогда не будет при такой налоговой системе.

И вот на повестке дня два проекта налоговой реформы. Первый предложило Министерство финансов, второй – депутаты.

В чем отличие предлагаемых реформ?

Предложение Минфина и ее главы Натальи Яресько, в общих словах можно назвать попыткой дать бой налоговой оптимизации. Яресько предлагает уровнять все ставки на уровне 20%. Логика проста: в этом случае оптимизировать налоги будет бессмысленно, поскольку как бы бухгалтера не пытались, они везде будут нарываться на ставку 20%, будь то налог на прибыль, дивиденды, увод через оффшоры или выплата зарплат. В итоге, бизнес так или иначе будет платить налоги.

Депутаты предложили встречный проект, в котором они предложили кардинально снизить ставки по налогам. Логика заключается в том, что снизив ставки, депутаты надеются, что бизнес добровольно ввиду низких ставок начнет все платить, как положено, а значит – выходить из тени.

Прежде, чем продолжить сравнение, нужно сказать слово о теневой экономке, она ведь разная. Есть теневая экономика, которая не отражена в статистике и в ВВП, эта экономика полностью скрыта от всякой отчетности. А есть так называемая "серая" экономика, которая включена в статистику и входит в ВВП. Проблема в том, что в старой налоговой системе налоги не платили обе категории.

Что такое серая схема?
Фирма легально получила подряд на работы в сумме, скажем, 100 гривен. Все 100 гривен будут отражены в статистике и ВВП, вывести их в глухую тень очень сложно. Расплатившись по счетам, нужным для работы в сумме, скажем, 50 гривен, у фирмы остается еще 50, это ее добавочная стоимость. И возникает вопрос как их распределить. Если все пустить на зарплаты и честно отразить прибыль, то надо отдать и социальный налог, и подоходный с зарплат, и налог на прибыль, и еще НДС. Чтоб не платить это все, фирма разными схемами, «покупками воздуха на Марсе», оплатой несуществующих услуг от фирмы партнёра «Рога и Копыта», выводит деньги, заплатив всего 5% налогов. И потом уже "в серую" платит зарплаты в конверте. В итоге все 100 гривен внутри ВВП отражены, но налоги уплачены минимально.

Если проект Натальи Яресько будет принят, то всем, кто отражен в статистике ВВП, но оптимизировал налогообложение, так или иначе придется платить налоги. Конечно, часть бизнеса может отказаться платить и уйти в глухую оборону, то есть, вывести бизнес в полную тень. Однако нужно понимать, что если серые схемы и налоговая оптимизация формально были законны, то полностью теневая экономика – это однозначное нарушение, которое проще доказывать и за которое проще наказывать. Поэтому все в глухую оборону не уйдут.

Депутаты заявляли, что увеличение налогов по плану Минфина и уравниловка тарифов по факту будет ужесточением фискальной политики и негативно скажется на экономике. Это их главная претензия.

Но после снижения тарифов бизнес и олигархи вряд ли проявят добрую волю и начнут платить. При реализации депутатского проекта суть старой налоговой системы не изменится. Оптимизация останется, прежде всего, в правовом поле.

Так депутатский проект снизит поступление налогов, и казна окажется пустой, что уже через полгода приведет к бюджетному параличу. После которого опять все начнется заново: и обсуждение новой реформы, и спасение бюджета, и так далее, и тому подобное. План депутатов – это не реформа, это просто снижение тарифов с бюджетным крахом, который украдёт у нашей страны время.

Если будет принят план Минфина, то к концу 2016 года прямые налоги наконец-то начнут собираться и наполнять бюджет. Который, кстати, от этого получит доходы явно большие, чем сейчас ожидают власти. Бизнесу в этот период, естественно, будет непросто, но иного выхода нет.

Что Минфину делать дальше?

Важно также, какими будут действия власти через год, как власть воспользуется доходом, полученным от налоговой реформы Минфина.

Первый, простейший путь – это начать тратить собранные деньги. Наверное, этого захочет большинство.

Но наиболее грамотным был бы шаг, при котором налоговая реформа продолжилась бы и после фискального ужесточения, а власть начала бы налоговые ослабления. Но ослаблять нужно будет косвенные налоги, ведь в то время прямые налоги начнут хоть частично, но выполнять свою главную функцию. Чтобы убрать с бизнеса нагрузку косвенных налогов, можно будет, например, вообще отменить НДС.

Я, конечно, не посвящен в планы Минфина, и поэтому могу их только домыслить. Но если Минфин и Наталья Яресько пойдут по такому пути, то уже через один бюджетный цикл, к 2017 году, налоговая система будет более приближена к тому, что написано в учебниках экономики, и общие условия для ведения бизнеса уже будут значительно улучшены.

Если далее подобный цикл повторить еще 2-3 раза, в итоге можно будет полностью сменить налоговую систему. Прямые налоги будут главным источником наполнения бюджета, а косвенные налоги будут носить чисто регулятивную функцию, как им и положено в теории. Они уже не будут создавать барьеров для ведения бизнеса.

Тогда игры в «кошки-мышки» налоговой и бухгалтеров станут просто бессмысленны, и можно будет отказаться от раздутой системы администрирования. Бизнес за такую реформу скажет в итоге только спасибо. Страна сможет рассчитывать и на рост экономики, и на инвестиции.

Налоговая система – это базис экономического законодательства и правил. Экономика это базис всего остального. От того какой будет фундамент, зависит каким будет строение.

Последние новости: