Земельные торги стали прозрачнее. Но ненамного

Земельные торги стали прозрачнее. Но ненамного
724

Объектом злоупотреблений все также остаются сельскохозяйственные земли

18 февраля 2016-го года Верховная Рада приняла изменения, которые регулируют проведение земельных торгов. Они призваны внести большую ясность и определенность на рынке. Но, как известно, где больше прозрачности, там меньше места для коррупции.

Предусмотрены специальные исключения

Действительно важными и стоящими отдельного внимания являются два изменения. Во-первых, сокращение и уточнение перечня исключений из общеобязательного порядка проведения земельных торгов. А во-вторых, уточнение порядка финансирования их подготовки и проведения.

Земельный кодекс предусматривает 25 специальных исключений из единого правила об обязательной передаче земельных участков с помощью торгов и отсылочную норму, предоставляющую возможность устанавливать такие изменения другими законами.

Закрыта схема получения земли через коммунальщиков

Каждое отклонение от правила открытых торгов снижает размер возможных поступлений в бюджет и дает повод для злоупотреблений. Однако в некоторых случаях такие отклонения оправданы. Например, когда:

  1. будущий землепользователь уже прошел один конкурс: инвестиционный, концессионный, на пользование недрами;
  2. у него есть обоснованный интерес как у собственника расположенной на участке недвижимости или текущего землепользователя;
  3. передача участка подчинена более важной государственной цели:
    • общественным нуждам;
    • строительству линейных объектов;
    • строительству объектов обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и т. п.

Принятый закон устраняет повторения в действующем перечне и отменяет необоснованные исключения. Среди последних: государственные и коммунальные предприятия и бюджетные учреждения, творческие мастерские, озеленение, фермерское и личное крестьянское хозяйство, оптовые рынки сельхозпродукции и некоторые другие.

Ими зачастую были частные инвесторы жилой или коммерческой недвижимости, которая через 3-4 года после землеотвода занимала уже большую часть земельных участков, отведенных на благие нужды.

Сельхозземли: работа прозрачней не стала

Особняком в этом перечне стоят сельскохозяйственные земли. И там возможны злоупотребления. Как известно, в порядке бесплатной приватизации для личного пользования можно получить до двух гектаров сельхоз земли. Все, что сверху, будет явно для хозяйственных нужд. А вот кто воспользуется этой землей: заявитель – физическое лицо, которое имеет право получить ее без конкурса, либо агрохолдинг как субарендатор, проследить будет сложнее.

Что касается концессионных участков, законодатель здесь немного недосмотрел. На самом деле дублирующая норма охватывала случаи предоставления земельных участков для нового строительства объектов концессии. Теперь же это касается только передачи в концессию расположенного на земельных участках, т. е. готового имущества.

Этот пробел, видимо, придется исправлять при внесении очередных изменений в законодательство о государственно-частном партнерстве.

Победитель теперь возместит расходы на торги

Уточненный порядок финансирования подготовки и проведения земельных торгов предусматривает возможность делать это за счет исполнителя. Исполнитель должен рассчитать необходимый размер ни указать его в объявлении. Победитель торгов возмещает такие расходы исполнителя вместе с оплатой цены лота.

Снижение коррупции, экономия и приумножение бюджетных средств, выполнение Коалиционного соглашения и т. п. – вот, что ожидают авторы от этого Закона. Будем надеяться, что удастся достигнуть этих громких целей. Для рынка будет достаточно, если он, по крайней мере, повысит прозрачность и эффективность процедур земельных торгов и устранит хотя бы некоторые недочеты.

Последние новости: