Экспорт – ключ к экономическому росту

Экспорт – ключ к экономическому росту
574

Рост... Это ключевое для украинской экономики слово можно услышать из уст авторитетных экономистов, иностранных экспертов, высокопоставленных чиновников, разномастных представителей депутатского корпуса. Обеспечение устойчивого экономического подъема все эти разные по взглядам специалисты предлагают разными, зачастую противоположными по содержанию, способами. Но чаще всего вместе со словом «рост» звучит слово «экспорт».

Как свидетельствуют результаты экономических исследований, экспорт – одна из самых важных составляющих в стратегии развития отечественного бизнеса. Особенно это касается малого и среднего бизнеса (МСБ), который справедливо называют «локомотивом экономического развития». Анализируя показатели развития МСБ, приходишь к выводу о нераскрытом экспортном потенциале этого сегмента. Действительно, если по данным исследований USAID и Института экономических исследований и политических консультаций доля МСБ в реализованной продукции составляет 60,3%, то его же часть в объеме экспорта едва достигает 14,5%. А, значит, расти есть куда. Особенно, если принять во внимание европейские тренды. В Евросоюзе доля МСБ в экспорте в 2,5 раза выше украинского показателя – 35,4%, причем в отдельных странах даже более. Скажем, в Испании – 41,5%, Италии – 48,2%, Португалии – 47,9%.

Обобщая мнения отечественных и иностранных экспертов, можно уверенно сказать: одна из ключевых проблем украинского МСБ в сфере экспорта – дефицит информации о законодательных, нормативных, финансовых, технических и технологических аспектах экспортной деятельности. Так, по данным Белой книги «Как реализовать экспортный потенциал Украины» (Киев, 2016, Институт экономических исследований и политических консультаций при содействии Western NIS Enterprise Fund), почти 15% малых и 11% средних предприятий (МСП) остро испытывают недостаток информации об экспортных механизмах. А еще 25% МСП жалуются на отсутствие партнеров за рубежом.

Учитывая все вышесказанное, значение выхода в издательстве «Саммит-книга» практического пособия для экспортеров «Экспортировать просто. Экспорт Step by Step 10 шагов от производства к экспорту» трудно переоценить. Эта книга во многом напоминает лестницу. Шаг за шагом читатель, вместе с авторитетными авторами, пройдет экспортный путь – от изучения и нахождения рынков сбыта до важнейших логистических и маркетинговых нюансов.

Для того чтобы пособие было как можно удобнее в пользовании, его содержание разбито на тематические блоки. В первом разделе «Маркетинг» эксперт-практик ГП «Держзовнишинформ» Андрей Голято расскажет об основных этапах процесса нахождения рынков и адаптации товара к их требованиям. В разделе «Ваш клиент» экспортеры узнают о том, как найти покупателя – иностранного партнера, задействовав при этом весь комплекс ресурсов – от человеческих до информационных, причем на все 100%. А об условиях и нюансах составления и подписания контракта и защиты при этом интересов экспортера профессионально и детально рассказывает Денис Копий из TCM Group. Представитель аудиторской компании Бейкер Тилли Украина Александр Полянский учит бухгалтерским и налоговым аспектам сопровождения контракта.

Открыв пособие на страницах блока «Техника экспорта», читатель узнает о подробностях таможенной очистки от Ивана Шинкаренко из «КМ и партнеры». А представители известного перевозчика товаров на бескрайние просторы китайского рынка, компании Fialan – Алла Гайдук и эксперт Валентин Маевский – посоветуют как выстроить оптимальную логистическую цепочку доставки груза.

Экспортеру всегда следует помнить, что, как говорит название последнего раздела пособия, «Экспорт – не разовая поставка». В нем Виктория Кравченко из компании UA2EU рассказывает, каким образом подготовить персонал к постоянной экспортной деятельности и поднимает завесу над построением экспортного маркетинга. В издании также раскрыты плюсы и минусы инструментов и программ экспортного финансирования.

Конечно, жизнь не стоит на месте и поэтому пособие станет практическим спутником лишь на определенных этапах экспортной деятельности той или иной компании. Ведь в дальнейшем успешные страницы экспортного процесса, образно говоря, писать придется самим бизнесменам. Можно не сомневаться, что это будут только яркие страницы настоящего бизнес-успеха.