(Не)нужные люди: МЭРТ

(Не)нужные люди: МЭРТ
1138
В новой рубрике “(Не)нужные люди” БИЗНЕС будет систематизировать информацию о ключевых министерствах и ведомствах, определяющих экономическую и социальную составляющие жизни общества.

Налогоплательщики должны знать нанятых ими чиновников в лицо, по функционалу и результатам. Начинаем с министерства, даже в названии которого присутствует оптимизм, потому что речь идет о том, чего так не хватает стране — об экономическом развитии. Наш дебютант — Министерство экономического развития и торговли Украины.


Минэкономразвития — главный исполнитель или соисполнитель более чем 50% задач по реформированию страны, поставленных Кабмином. БИЗНЕС подсчитал, что в Плане действий Кабмина (составленном на основе Коалиционного соглашения, программы Кабмина и Стратегии Президента Украины) это министерство указано исполнителем 238 задач.

Неудивительно, что доля задач, срок выполнения которых уже истек, превышает 50%. Здесь, впрочем, вина не только министерства, но и правительства в целом, а также Коалиции, раздираемой конфликтами политико-олигархических групп.

Скажем честно, министру Айварасу Абромавичусу досталось очень непростое ведомство, реформировать которое крайне сложно. Это с одной стороны. С другой стороны, за семь месяцев деятельности министерство в основном подвергалось вполне обоснованной критике.

В активе г-на Абромавичуса — сокращение численности сотрудников, какая-никакая точечная дерегуляция, череда не доведенных до ума законодательных инициатив, отсутствие коррупционных скандалов, привлечение новых заместителей (весьма небедных) и перспективных специалистов в департаменты, поддержка развития новой электронной системы госзакупок.

В пассиве — невнятная позиция по приватизации, задержки с внедрением регуляторной “гильотины” (до сих пор нет четкого плана ее проведения, в основном обещания), отсутствие разработанной политики по защите интересов украинских товаровопроизводителей на международных рынках и др.

Олег Руденко, Алла Чиж, Дмитрий Дубенский,
Константин Макульский


Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли Украины

Родился: в г.Вильнюсе, Литва.

Образование: Международный университет “Конкордия” (первый год обучения оплатил Фонд Сороса), бакалавр международного бизнеса.

Работал в эстонском банке Hansabank, в инвесткомпаниях Brunswick Emerging Markets, East Capital. По имеющейся информации, возможно, один из бывших бенефициаров украинской торговой сети “Новая Линия”.

Имущественная декларация за 2014 г.
Личный доход — 15,637 млн грн., из которых почти 15 тыс.грн. — зарплата. Доход членов семьи —
2,04 млн грн.
На банковских счетах декларанта — 2,7 млн грн.

Владеет квартирой в Вильнюсе (106 кв.м) и недвижимостью в Киеве (81 кв.м). Еще две квартиры в Киеве и одна в Крыму (185 кв.м, 66 кв.м и 245 кв.м соответственно) — в собственности семьи декларанта.

Своего автомобиля у министра нет. Членам семьи принадлежат два Porsche Cayenne 2008 и 2012 годов выпуска. Служебное авто — Volkswagen Passat.

Юлия Ковалив, первый заместитель министра (назначена в конце июня 2015 г.)

Образование: Национальный университет “Киево-Могилянская академия”, специалист экономической теории; Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, магистр управления общественным развитием.

Работала в Координационном центре по внедрению экономических реформ при Президенте Украины Викторе Януковиче; в Национальной комиссии по государственному регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ); в 2013 г. была членом наблюдательного совета медиа-холдинга UMH Group (в 2013 г. был продан главой Администрации Президента Борисом Ложкиным сбежавшему Сергею Курченко).

Имущественная декларация за 2014 г.
Личный доход — 165 тыс.грн. Доход членов семьи — 789 тыс.грн. Владеет земельным участком (5 “соток”) и квартирой в Киеве (136,7 кв.м). Автомобилей в собственности декларанта и членов семьи нет.

Руслан Корж, заместитель министра

Образование: Киевский государственный университет им.Тараса Шевченко, специалист по международным отношениям и международному праву; J.L. Kellogg Graduate School of Management (г.Чикаго, США), магистр менеджмента.

Работал на госпредприятии “Антонов”, в российской компании “Аэромар”, международной консалтинговой компании А.Т.Kearney. Частный инвестор в автомобильной отрасли, сельском хозяйстве и в сфере переработки и экспорта сельхозпродукции в страны ЕС.

Имущественная декларация за 2014 г.
Личный доход — 625 тыс.грн., из которых почти 120 тыс. — зарплата. Владеет земельным участком (почти 20 “соток”) и жилым домом (304 кв.м) в России, двумя квартирами в Киеве (255 кв.м и 60 кв.м) и одной в Москве (около 80 кв.м), а также недвижимостью в Крыму (90 кв.м). На банковских счетах — более 3 млн грн. Имеет в уставном капитале компаний (названия не указаны) более 3 млн грн.
В собственности есть автомобиль Nissan X-Trail 2006 года выпуска.

Наталья Микольская, заместитель министра — торговый представитель Украины

Образование: Львовский национальный университет им.Ивана Франко, специалист по правоведению.

Работала в юрфирмах “Василь Кисиль и партнеры”, “Саенко Харенко”. Стажировалась в Канаде, в правительстве провинции Альберта.

Имущественная декларация за 2014 г.
Личный доход — 566 тыс.грн., из которых 543,5 тыс.грн. — зарплата. Доход членов семьи — 1,74 млн грн. На банковских счетах — 284,5 тыс.грн. Владеет квартирой в Киеве (72 кв.м). В собственности членов семьи — дом в Киевской области (235 кв.м), земельный участок (100 “соток”). Во владении членов семьи — автомобиль Mitsubishi ASX 2010 года выпуска.

Максим Нефедов, заместитель министра

Образование: Киевский национальный университет им.Тараса Шевченко; магистр экономической теории.

Работал в инвесткомпании “Драгон Капитал”, фонде прямых инвестиций
на рынках Украины, России и СНГ ICON PrivateEquity.

Имущественная декларация за 2014 г.
Личный доход — 1,19 млн грн., из которых почти 1,1 млн грн. — зарплата. На банковских счетах — 76 тыс. грн. Владеет квартирой в Киеве (131 кв.м, приобрел почти за 5,3 млн грн.), автомобилем Infiniti ЕХ 35 2008 года выпуска.

Юлия Клименко, заместитель министра — руководитель аппарата

Образование: Национальный университет “Киево-Могилянская академия”, бакалавр экономики, политики.

Работала в компании “Славутич” (строительство и реконструкция бизнес-парков, управление недвижимостью), в девелоперской компании “Драгон Девелопмент”, группе компаний Cantik Enterprises (один из акционеров компании — ЕБРР, строительство и управление объектами коммерческой недвижимости в Украине).

Имущественная декларация за 2014 г.
Личный доход — 1,22 млн грн., из которых 985,5 тыс.грн. — зарплата. Доход членов семьи — 501 тыс.грн. На банковских счетах — 42 тыс. грн. Владеет несколькими земельными участками в Киевской области (27 “соток”; 21 “сотку” приобрела за 88,5 тыс.грн.), двумя квартирами в Киеве (116,5 кв.м и 45 кв.м; суммарно потратила на приобретение чуть более 2 млн грн.), двумя дачными домами (237 кв.м и 42 кв.м). В собственности декларанта автомобиль Toyota Corolla 2014 года выпуска (приобрела за 301 тыс.грн.), членов семьи — три автомобиля Toyota: Camry, Sequoia, Land Cruiser.

Конфликты, связанные с Минэкономразвития
! Кадровый скандал: увольнение первого заместителя министра (потом назвали советником) Саши Боровика, приглашенного из Германии.
Айварас Абромавичус обвинил его в бездеятельности, конфликтности и чрезмерном “пиаре”, а также назвал фрилансером, показавшим низкие результаты.

! Кадровый скандал: уход по собственному желанию советника министра Яники Мерило по причине множества искусственных барьеров для создания электронного правительства. Проект концепции внедрения электронных админуслуг появился на сайте министерства только в конце июня, но вскоре его благополучно удалили
с сайта.

! Конфликт с Игорем Коломойским, совладельцем группы компаний “Приват”, членом наблюдательного совета компании “Укрнафта”.
“Минэкономразвития некомпетентно, я — акционер, и мне плевать, откуда привезли эту обезьяну, из Литвы или откуда!” — высказался Игорь Коломойский в адрес Айвараса Абромавичуса в ответ на замечание главы наблюдательного совета компании “Укрнафта”, главы НАК “Нафтогаз України” Андрея Коболева по поводу неуплаты компанией налогов. Перед этим по инициативе г-на Абромавичуса, возглавившего аукционный комитет по продаже нефти “Укрнафти”, правительство запретило продавать нефть и газовый конденсат со скидкой в 15%.

! В конце мая Айварас Абромавичус анонсировал регуляторную “гильотину” как один из приоритетов министерства. Но большинство проправительственной парламентской фракции “Народный фронт” саботировало приятие законопроекта №1069, известного как “регуляторная “гильотина”. Несмотря на обещание министерства, альтернативный законопроект пока не предложен.

Стратегия экономического развития им. Айвараса Абромавичуса
БИЗНЕС неоднократно критиковал Минэкономразвития за отсутствие в Украине модели экономического развития — стратегии, концепции или чего-то подобного. В июле Айварас Абромавичус порадовал деловые круги презентацией таковой, назвав документ “Шлях до процвітання. Базові принципи реформування економіки”.

Не будем обсуждать, нужен ли такой документ стране: как бы в Украине ни относились к бесчисленным и неработающим концепциям, они нужны. Более того, не работали они именно потому, что создавались для галочки. К сожалению, новое детище министерства вызывает именно такие ассоциации.

И дело не в том, что в нем написано что-то неправильное или противоречащее здравому смыслу. А в том, что на создание документа небольшой глубины проработки потрачено семь месяцев с момента назначения нового Кабмина. О том, что Украине нужны налоговая реформа, реформа судебной системы или чистка регуляторного поля, не говорил только ленивый.

И убеждать в их необходимости бизнес, инвесторов наверняка не стоит. Нужны конкретные и продуманные стратегические пути реализации этих решений. В стране уже есть множество программных документов: Стратегия Президента, Программа действий правительства, Коалиционное соглашение. Однако качество и суть их совершенно не способствуют созданию благоприятного режима налогообложения или прозрачной и осознанной приватизации.

Маленький штрих. Одна из структурных реформ, — приватизация. При этом в 2015 г. из бюджета через Минэкономразвития выделяется почти 24 млн грн. на содержание ГП “Дирекция “Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд”.

Данное предприятие не попало ни в перечень стратегических предприятий (не подлежащих приватизации), ни в приватизационный перечень Кабмина на 2015 г. Где здесь в действиях министерства экономический расчет
и прагматизм?

Далее. В стратегии почти ничего не говорится о роли государства и Минэкономразвития (его прямая обязанность) в стимулировании экспорта, защите экономических интересов Украины на международной арене.

Если министерство намерено отойти от госрегулирования ВЭД и только все либерализовать и дерегулировать, то оно должно, как минимум, начать с урезания своих функций (см. “Основные административно-разрешительные…” на стр.15) и функций смежных структур — Госэкспорта, Торгово-промышленной палаты. Об этом — ни словечка.

Более того, в законах о лицензировании и дерегуляции, принятых весной, Минэкономразвития в ВЭД-сфере отказалось только от лицензирования импорта-экспорта CD.

Наиболее важные структурные реформы стратегии Минэкономразвития:
  • реформа судебной системы и правоохранительных органов;
  • реформа государственного управления;
  • реформа налоговой системы;
  • приватизация;
  • либерализация и дерегуляция.
Задачи, озвученные в стратегии Минэкономразвития:
  • повысить рейтинг Украины в Индексе восприятия коррупции на 50 пунктов (со 142-го в 2014 г.);
  • установить наиболее привлекательный налоговый режим среди стран Центральной и Восточной Европы;
  • создать наилучшую регуляторную среду среди стран Центральной и Восточной Европы;
  • удвоить ВВП на душу населения через 15 лет;
  • обеспечить $8 млрд прямых иностранных инвестиций ежегодно на протяжении 5-10 лет.
План действий, предложенный в стратегии Минэкономразвития
1. Реализация регуляторной “гильотины”.
2. Уменьшение количества госслужащих и госорганов, повышение оплаты труда в госсекторе и проведение конкурсного отбора на госслужбу.
3. Внедрение пилотных проектов передачи на аутсорсинг таможенных услуг международным компаниям.
4. Комплексная налоговая реформа, в том числе снижение налогообложения зарплаты.
5. Создание международного арбитража для рассмотрения крупных инвестиционных споров.
6. Обеспечение проведения прозрачной и быстрой приватизации госпредприятий
с привлечением международных советников.
7. Изменение регламента работы правительства и ВР для оперативного принятия нормативных актов.

Центральные органы
исполнительной власти, подчиненные Минэкономразвития*
  • Госслужба экспортного контроля
  • Госслужба интеллектуальной собственности
  • Госстат (в 2014 г. дополнительно возложены функции по мониторингу цен на потребительском рынке —в связи с ликвидацией Госинспекции по ценам)
  • Госрезерв

Минэкономразвития переданы:
  • функции Госинвестиций;
  • функции Гостуризма (кроме госнадзора);
  • часть функций реорганизованного Госпредпринимательства — кредитование малого бизнеса.
*Согласно постановлению Кабмина №442 от 10.09.14 г. До этого в подчинении Минэкономразвития было семь ведомств.

Штат Минэкономразвития
Согласно заявлению Айвараса Абромавичуса, в 2015 г. он сократил штат министерства на 400 человек — с 1200 до 800. Весной текущего года он говорил, что к осени штат Минэкономразвития будет сокращен на 50%.

“То, что у нас происходит с низкими зарплатами госчиновников, — это катастрофа. Мы не сможем привлечь эффективных менеджеров госуправления…” — сказал Айварас Абромавичус на брифинге 10 июля.

Согласно Бюджетной росписи на 2015 г. (при штате 1200 человек), на зарплату одного сотрудника Минэкономразвития заложено в среднем 6400 грн. в месяц с налогами.

Госпредприятия, приватизация
В подчинении Минэкономразвития 179 государственных предприятий. Из них в перечень предприятий, подлежащих приватизации в 2015 г., министерство включило:
  • 27 предприятий из сферымашино- и приборостроения;
  • 14 предприятий, занимающихся научной деятельностью.
Топ-достижения Минэкономразвития
ВР приняла два инициированных Минэкономразвития законопроекта в сфере дерегуляции:
  • отменены 26 лицензий и 103 разрешительных документа;
  • отменена сертификация качества зерновых при внутренней перевалке, ожидаемый годовой эффект — 1,5 млрд грн.;
  • уменьшены сроки выдачи фитосанитарных сертификатов с пяти дней до одного дня;
  •  сокращена продолжительность регистрации компании до двух дней.
Принят Закон для усиления защиты прав миноритарных акционеров.
Упразднена монополия госкомпании “Укрэкоресурсы” на утилизацию тары.
Завершено расследование деятельности ГФС, вскрывшее коррупционные схемы.
Введены новые правила биржевой торговли нефтью внутренней добычи.
Принято постановление Кабмина, согласно которому госкомпании обязаны публиковать ежемесячную отчетность.
Запущен пилотный проект электронных госзакупок.
Утверждены правила конкурсов на должности руководителей госкомпаний. Объявлены конкурсы по 77 госпредприятиям.
Привлечены на работу в Минэкономразвития 40 представителей бизнеса.
Инициировано создание законодательства по гармонизации украинских стандартов производства продукции со стандартами ЕС.

Основные административно-разрешительные функции Минэкономразвития
(без учета подконтрольных ведомств и госпредприятий, ТПП)
  • Назначение органа по сертификации продукции и предоставление ему полномочий в госсистеме сертификации — бесплатно.
  • Госрегистрация инвестиционных проектов и инвестпредложений, претендующих на господдержку (выписка из соответствующего Госреестра) — бесплатно. На 09.10.14 г. зарегистрированы 45 инвестпроектов (2012-2014 гг.). Состояние их реализации, отчет о госрасходах на эти проекты на сайте Минэкономразвития не актуализированы. 22 июля 2015 г. Кабмин утвердил новое постановление “Некоторые вопросы управления госинвестициями” — рассматривать проекты будет Межведомственная комиссия из представителей правительства и народных депутатов.
  • Госрегистрация проектов международной технической помощи (регистрационная карта) — бесплатно. На 01.07.15 г. (с 1994 г.) внедряется 349 проектов общей контрактной стоимостью $3,3 млрд. Обобщенной оценки результативности проектов нет.
  • Выдача разрешений на импорт товаров, в отношении которых введены спецмеры для защиты внутреннего рынка, — бесплатно.
  • Регистрация ВЭД-контрактов на экспорт лома черных и цветных металлов (карта регистрации-учета) — бесплатно. По состоянию на 29 апреля зарегистрированы 138 субъектов ВЭД, подавших документы для регистрации ВЭД-контрактов на экспорт лома черных металлов. По данным ГФС, в январе — мае 2015 г. экспортировано из Украины 509 тыс.т лома черных металлов, что на 59,2% больше, чем за аналогичный период 2014 г. Это одно из наиболее коррумпированных направлений, относящихся к сфере контроля Минэкономразвития.
  • Выдача лицензии (специальной лицензии) на импорт товаров, на экспорт товаров — 780 грн. (в том числе в режиме неавтоматического лицензирования), 220 грн. в режиме автоматического лицензирования. Выдача неспециальных лицензий на 2015 г. осуществляется на основании постановления Кабмина №1 от 14.01.15 г. “Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2015 г.”.
  • Выдача лицензии на право импорта, экспорта спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий — 780 грн. (на год).
  • Выдача разрешения на реэкспорт товаров украинского и иностранного происхождения — бесплатно.
  • Выдача заключения о продлении сроков расчетов по внешне­экономическим операциям — бесплатно.
  • Выдача заключения об отсутствии в Украине аналогов импортируемых товаров, используемых для развития производства и обеспечения потребления биологических видов топлива, — бесплатно.
  • Регистрация представительств иностранных компаний в Украине (свидетельство) — $2,5 тыс. (60 рабочих дней).

За и против экономической стратегии Минэкономразвития

Александр Сухомлин, представитель Экономического дискуссионного клуба, бывший заместитель министра экономического развития и торговли:

— Впечатление от стратегии двоякое. На первый взгляд, изложены хорошие и правильные вещи. Но параллельно не покидает мысль, что выписаны они из каких-то учебников, и вместо Украины можно поставить любую другую страну, например Уганду или Камбоджу. Принципиально для создания такого рода концепции определить предельно конкретизированные цели.

Я думаю, все-таки стоит концентрироваться на повышении благосостояния людей. Нужно проанализировать ситуацию. А не просто сказать: мы реформируем налоговую систему. Что реформировать? В каком направлении?

Даниил Пасько, сооснователь ОО “Легкий Бизнес”:

— Впервые украинский министр экономики осмелился отойти от постсоветского экономического популизма в стиле “индустрию Х мы углубим, отрасль У мы расширим, а Z простимулируем”. Вместо этого абсолютно верно выбран фокус на экономическую свободу, равные правила игры и конкуренцию — это залог успеха большинства успешных экономик.

В этом и состоит разница между советской плановой и современной рыночной экономиками. Например, никто в Белом доме в 1990-х годах не мог предсказать, что американцы начнут пользоваться своими мобильными телефонами как компьютерами, подключенными к сети, и что в результате этого Apple станет самой успешной технологической компанией в мире.

Поэтому там никто не занимался такой бредятиной, как “написание стратегии развития технологической индустрии” или какой-либо другой индустрии. Вместо этого в Белом доме фокусировались на создании эффективного законодательства, защищающего права миноритарных инвесторов.

На создании комфортных условий для того, чтобы тысячи предпринимателей, включая Стива Джобса, открывали бизнесы и к ним не приходила с проверками прокуратура.
Поэтому выбросьте все глупости об “экономических моделях” или “стратегиях развития индустрий”
на свалку истории.

Добавлю лишь несколько “крупиц соли”. Не увидел трансформацию принципа свободной конкуренции в планируемую реформу. Например, реформу антимонопольного законодательства и АМК. Не увидел планов по зонам, всегда остающимся прерогативой государства: например, по обеспечению доступа товаров на экспортные рынки или развитию инфраструктуры.

Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им.А.Разумкова:

— Это не стратегия, это декларация намерений. Там только несколько цифр по очень обобщающим показателям. Минэкономразвития должно было предложить конкретные экономические механизмы развития отраслей. Реформирование права, регулирование налогов, упрощение ведения бизнеса — это все хорошо, но не предложен ни один конкретный инструмент.

Процесс приватизации тоже описан декларативно. В предыдущие годы фигурировала цифра 17 млрд грн. от приватизации. В реальности приватизация принесла около 10% ожидаемых поступлений. Документ не дает понимания, какую цель преследует приватизация: наполнение бюджета или привлечение эффективных собственников.

Юрий Прозоров, президент Украинского общества финансовых аналитиков, бывший заместитель председателя Госфинуслуг:

— Концепция с точки зрения роли Минэкономразвития в самой экономике откровенно слабая, сами авторы называли ее “щось на кшталт” экономстратегии, написанной “нашвидкуруч”.

Удвоение ВВП на душу населения за 15 лет, заложенное в концепции, нереально. Разве что если уменьшить население Украины. Остальные показатели — места в различных международных сравнительных рейтингах — мало волнуют “пересічних українців”, а тезисы о “наилучших и наипривлекательнейших” налоговом и регуляторном режимах — просто слова, ставшие заклинаниями-либермантрами.

Регуляторная “гильотина”, которую министерство считает своей основной задачей, — вообще не сфера ответственности Минэкономразвития. Давно можно было “порубать и забыть”. Либеральные рецепты хороши, но в чистом виде нигде не работают в реальной экономике.

Нужны индикативное планирование, госзаказ не только в оборонной, но и в других отраслях, восстановление инфраструктуры, массированная, а не декларативно-коррупционная поддержка украинского экспорта, модернизация и реиндустриализация на основе новых IT-, коммуникативных, био- и зеленых технологий. Это путь, которым сейчас следуют действительно успешные страны.
Последние новости: