Бюджетный тупичок

Бюджетный тупичок
266
Государственная казначейская служба с начала текущего года полностью свернула оперативное информирование граждан о выполнении доходной части бюджета. “Прозрачность” действий органов власти шагает семимильными шагами.

В давние времена — лет 8-12 назад — оперативная информация на сайте Казначейства размещалась не только регулярно, но и в довольно солидном объеме — с графиками, разбивкой по платежам и контролирующим органам, динамикой и т.д. Но с начала 2009 г., когда проекцию кризиса на бюджетные дела скрыть уже было невозможно, Казначейство (наверняка по “совету” сверху) резко сократило объем подаваемой в массы информации.

Видимо, по принципу “меньше знают — крепче спят”. И вот новый виток: какая-либо информация о состоянии выполнения бюджета появляется, в лучшем случае, месяца через два после окончания очередного отчетного периода. А то и вовсе не появляется.

Сложилась забавная ситуация: прошел почти месяц с 1 июля, но ни руководство Кабмина, ни Минфин, ни Казначейство ни словом не обмолвились о результатах выполнения бюджета за полгода! Однако БИЗНЕСу удалось получить ряд данных о его состоянии. На их основе попытаемся приоткрыть завесу тайны, а заодно оценим результаты.

Государственная фискальная служба за январь — июнь собрала в госказну 219,4 млрд грн. Еще 26 млрд грн. за этот период перечислили другие госструктуры (не считая НБУ): в июне поступления от них были не ахти — в прежние месяцы получалось собрать больше во многом благодаря продаже лицензий на 3G на 8,8 млрд грн.

Но теперь этот источник исчерпался. Единственным неизвестным параметром остается вклад НБУ. В январе и марте Нацбанк в бюджет не перечислял вообще. В феврале направил 5,5 млрд грн., в апреле — 9,6 млрд грн., в мае — 5 млрд грн.

В целом, НБУ лишь чуть-чуть сократил перечисления в бюджет, которые в прошлом году были рекордными (в отдельные месяцы конкурировали со вкладом таможни), последствия чего мы теперь и расхлебываем в виде девальвации и инфляции.

С учетом годового плана перечислений в 60,5 млрд грн. можно предположить, что в июне Нацбанк “влил” в казну около 5,4 млрд грн. Тогда поступления брутто (без учета возмещения НДС) по итогам полугодия составили 270,9 млрд грн.

С одной стороны, номинально это на 74,6 млрд грн., или на 38%, больше, чем в первом полугодии 2014 г. С другой — реальные поступления существенно сократились. Ведь, скажем, потребительская инфляция в первом полугодии 2015 г. по отношению к первому полугодию 2014 г., даже по официальным данным, составила +48,1%, индекс производителей промышленной продукции — +42,5%, а средний курс доллара вырос более чем вдвое — на 115%.

Как видим, сокращение реальных поступлений четко просматривается даже при неизменной налоговой базе. Однако налоговая база существенно изменилась в сторону усиления давления и на бизнес, и на население.

По сравнению с первым полугодием 2014 г., например, были введены импортный сбор (за шесть месяцев 2015 г. обеспечил поступление 9 млрд грн.); налогообложение процентного дохода по депозитам и прочих приравненных доходов (+4 млрд грн.), пенсий (+0,2 млрд грн.); военный сбор (+4 млрд грн.). Кроме того, были существенно повышены ставки ренты (должно было дать +9-10 млрд грн.), а также неоднократно повышены ставки акцизов (+6-7 млрд грн.)

С учетом других многочисленных мелочей, минимальная прибавка к доходам госбюджета только за счет усиления фискального давления должна была превысить 35 млрд грн. из расчета на полгода!
И это не говоря о росте задолженности бюджета перед бизнесом по невозмещенному НДС и переплатам. С начала текущего года она увеличилась на 8-9 млрд грн.

Таким образом, примерно 44 млрд грн. из общего прироста в 74,6 млрд грн. обеспечено дополнительным фискальным давлением. Оставшиеся 30 млрд грн. (а это прирост всего в 15% по сравнению с прошлогодними показателями) не компенсируют рост ценовых индексов и масштабную девальвацию.

Отсюда вывод: фактические (реальные) поступления в бюджет уменьшились! Выходит, контролеры либо воруют еще больше, либо работают даже более бестолково, чем раньше.
Дабы определить слабое звено, стоит проанализировать поступ­ления, обеспеченные налоговиками и таможенниками.

Прежде всего доля таможни в общих поступлениях бюджета не только остается ненормально большой (на африканском уровне), но и имеет тенденцию к увеличению (см. “Структура наполнения…”). Даже в брутто-поступлениях она превышает 32%, в “чистых” же составляет почти 36%! Это чересчур много даже для экономики страны третьего мира.

Чтобы оценить качество работы таможни в сравнении с прошлым годом, для начала следует отнять от собранных ею доходов (87,3 млрд грн.) поступления от импортного сбора (9 млрд грн.),
так как в прошлом году таковой не взимался. В остальном все просто: нужно сравнить динамику импорта с динамикой поступлений; главное — делать сравнение в одной валюте.

В первом полугодии 2015 г. импорт в долларовом эквиваленте сократился на 34,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За тот же период объем поступлений от таможни без учета импортного сбора в долларовом эквиваленте сократился на 33,9%. Как видим, таможня даже несколько увеличила результативность в сборе реальных таможенных платежей.

С налоговой частью ГФС разобраться тоже несложно. Из приведенных выше 44 млрд грн., которые госбюджет должен был получить за счет фискальных мер, не менее 35 млрд грн. находятся в сфере компетенции как раз налоговиков. При этом по сравнению с 2014 г. прибавка в сборе доходов внутри страны составила даже меньшую сумму — 32,3 млрд грн.

То есть даже если не учитывать инфляцию или, скажем, рост номинального ВВП, который в первом полугодии будет близок к 20%, все равно налоговики допустили падение поступлений! С учетом же корректировки на упомянутые показатели (а, например, НДС прямо связан с номинальным ВВП) реальный недобор поступлений внутри страны в сопоставимых условиях составил за январь — июнь минимум 10-11 млрд грн. (–10-11%)!

Как видим, не повлияла на качество работы налоговиков и смена председателя ГФСУ: с момента назначения Романа Насирова прошло уже почти три месяца, какие-то результаты уже должны быть. По факту имеем только скандалы: кадровые, с “ручными” правками автоматического возмещения, с неадекватно работающим электронным администрированием и т.п.

Тем удивительнее выглядят поддержанные руководством Кабмина планы “реформы”, пре­дусматривающие фактическое вливание таможни в налоговые структуры…

Последние новости: