Чудо техники

Чудо техники
563
Анжела  Махинова, старший юрист юридической фирмы Sayenko Kharenko

Юридическая составляющая ориентировочных показателей таможенной стоимости импортных товаров может стать предметом оспаривания в суде

Практикующие юристы отмечают наличие в постановлении Кабмина №724 (см. стр.12) целого ряда нормативных изъянов. Как рассказала БИЗНЕСу Анжела Махинова, старший юрист юридической фирмы Sayenko Kharenko, документ не отличается совершенством юридической техники, оставляя на усмотрение таможенных органов достаточно много открытых вопросов.

Во-первых, говорит г-жа Махинова, непонятно, каким образом постановление соотносится с Таможенным кодексом, являющимся актом высшей юридической силы. Во-вторых, в документе не описан механизм использования ориентировочных показателей таможенной стоимости в системе управления рисками.

Кроме того, до сих пор неизвестно, будет ли открыт свободный доступ к списку товаров по товарным подкатегориям УКТ ВЭД (т.е. на уровне 10 знаков) с указанием их средневзвешенной таможенной стоимости.

“По стечению обстоятельств в конце сентября на сайте ГФС была доступна средняя расчетная стоимость товаров при импорте в Украину в виде списков по товарным подпозициям — т.е. на уровне шести знаков УКТ ВЭД.

Это и есть ориентировочные показатели?” — интересуется Анжела Махинова. Впрочем, по ее словам, еще рано говорить о практике применения таможенными органами постановления №724. Ведь еще неизвестно, будут ли ориентировочные показатели обязательными (в ГФС утверждают, что они носят рекомендательный характер, см. стр.12. — Ред.).

“По нашей информации, постановление повлияло на ситуацию с таможенным оформлением деструктивно. Даже у компаний, годами оформлявшихся на одной и той же таможне с одними и теми же товарами, запрашивали дополнительные документы для подтверждения таможенной стоимости”, — говорит г-жа Махинова.

В юридической фирме Sayenko Kharenko надеются, что заминки с таможенным оформлением импорта происходят потому, что документ является новым для таможенных органов. А когда механизм будет отлажен, ориентировочные показатели таможенной стоимости будут все-таки действительно таковыми.

 “В противном случае, по нашему мнению, существует риск, что данный вопрос может быть рассмотрен в рамках ВТО, как минимум, в контексте возможного нарушения Соглашения о применении ст.VII ГАТТ 1994 г. (Соглашение о таможенной стоимости)”, — прогнозирует г-жа Махинова.

В рамках процедуры разрешения споров в ВТО уже рассматривался подобный вопрос. Речь идет о деле “Колумбия — Индикативные цены и ограничения в пунктах пропуска через государственную границу”. В этой стране при таможенном оформлении импорта использовались индикативные цены.

Если декларируемая цена была ниже индикативной, то импортер должен был либо оформлять товар по индикативу, либо отправлять его назад. Колумбийская сторона утверждала, что существующий в стране механизм постаудита гарантирует возврат средств импортеру в случае пересмотра таможенной стоимости.

В свою очередь группа  экспертов пришла к выводу, что, исходя из комплексного толкования “Соглашения о таможенной стоимости”, основным методом для определения таможенной стоимости является стоимость конкретной сделки (transaction value).

И только если определить таможенную стоимость с помощью указанного метода не представляется возможным, должны последовательно применяться иные методы, предусмотренные “Соглашением…” (аналогичный подход предусмотрен и Таможенным кодексом Украины).

Поскольку при использовании индикативных цен таможенная стоимость определяется на фиксированной основе (для широкой категории товаров и без учета специфических условий каждой конкретной транзакции), то, по мнению экспертов, применение индикативных цен не соответствует ни одному из методов, предусмотренных вышеназванным “Соглашением…”.

По информации юристов, импортеры пока не получали карточки отказа в таможенном оформлении. Если же импорт на таможнях таки застопорят, юристы рекомендуют импортерам использовать законные методы оспаривания решений таможенных органов: административный, путем обращения в вышестоящую инстанцию и (или) в суд.

Если факты отказа будут массовыми, иностранные торговые партнеры могут обратиться в государственные органы своих стран и потребовать инициировать процедуру разрешения спора против Украины в ВТО.

Постановление №724 оставляет на усмотрение таможенных органов
достаточно много отрытых вопросов

Последние новости: