“Давать большие деньги в сфере обороны пока некому”

“Давать большие деньги в сфере обороны пока некому”
91
Сейчас я часто вспоминаю один давний разговор с европейским бизнесменом, работавшим на Балканах. Он говорил: на боевых действиях в стране тоже можно заработать. Тогда такие слова казались мне кощунственными. Но с позиций дня сегодняшнего я понимаю, что бизнесмен оказался прав.

Вопрос лишь в том, чтобы быть готовым вовремя предоставить товары или услуги, необходимые в тревожное время. Он, например, заработал на поставках средств обогрева, временных домов, средств санитарии и гигиены, генераторов. Причем продавал не только импортную продукцию, но и делал заказы на местных предприятиях. То есть поднимал экономику, пусть и в период боевых действий.

Этот случай наглядно иллюстрирует, что выполнение оборонных заказов, свое­временное удовлетворение потребностей армии не только в вооружении, но и в “тыловых” товарах — важная составляющая общеэкономического развития страны.

Но первую скрипку в оборонных инициативах должно, на мой взгляд, играть все же государство. Идеи создания корпораций — государственных или с госкапиталом, централизующих все активы по разработке, производству и продаже вооружений и военной техники, не новы. Украина тоже пошла по этому пути, создав госконцерн “Укроборонпром”.

Наличие интегрирующей структуры однозначно дает больший эффект, чем распыление функций заказчика и подрядчика по разным ведомствам. Но самое главное — какие задачи ставятся подобным структурам? Сейчас уже видно, что за 23 года независимости среди задач руководителей оборонного сектора не было задачи воссоздать реальный комплекс, который был бы эффективным в глобальной рыночной экономике.

Быстрая приватизация госпредприятий в целом и непрозрачное управление оставшимися в госсобственности приводили к снижению эффективности и к развалу оборонно-промышленного потенциала страны. Для улучшения ситуации система управления, заложенная еще в 1990-х годах и уходящая корнями в СССР, должна быть полностью изменена.

В то же время государство в оборонной сфере уже не обойдется без частной инициативы. Здесь присутствует взаимный интерес. Государство обеспечивает условия, например, создает специальные экономические кластеры на основе базовых крупных предприятий, а бизнес реализует свою предпринимательскую инициативу.

Важный аспект — правильные принципы существования оборонно-промыш­ленного комплекса. В СССР был военно-промышленный комплекс. Страна производила и продавала на экспорт не только оборонные, но и наступательные вооружения. Поэтому нынешний украинский оборонно-промышленный комплекс должен быть интересен глобальным заказчикам.

Надо производить пользующиеся спросом на мировом рынке наступательные вооружения, а не только оборонительные. Украинские предприятия пока все еще могут их производить.

И, конечно же, наш оборонно-промыш­ленный, или военно-промышленный, комплекс должен стать прежде всего именно Комплексом. Украинская “оборонка” должна научиться быстро реализовывать циклы от разработки до серийного производства вооружений и военной техники, конкурентоспособных на мировом рынке. Для этого нужен правильный менеджмент, чтобы можно было восстановить доверие государства к предприятиям ОПК.

Я иногда критикую Минфин за то, что они, не особо вникая в суть многих проектов, не хотят давать на них деньги, потому что их хронически нет. Но в том, что касается предприятий ОПК, я полностью согласен с министерством: давать большие деньги в сфере обороны пока некому.

Все, что предоставлялось раньше, в основном разворовывалось или использовалось неэффективно. Какие бизнес-планы или планы сбыта? Государство должно профинансировать и разработку инноваций, и закупку оборудования, а потом еще и выкупить все для внутреннего потребления. А сколько по итогам такой работы было возбуждено уголовных дел? Сколько директоров было уволено реально за дело, а не в связи со сменой политического руководства?

 Поэтому в “оборонке”, как наименее рыночно интегрированной части промышленности Украины, необходимо внедрить настоящие рыночные формы управления. Потому что в ближайшие годы просто некому будет реализовывать масштабные планы Президента о 5% на оборону в ВВП страны.

Ведь если 5% ВВП взять в актуальных цифрах, это около 80 млрд грн. Думаю, что нынешний ОПК, даже с привлечением частного бизнеса, просто не в состоянии эффективно освоить такие огромные средства. А отдавать их за границу, на закупку импорта, тоже нельзя.

Да и не продаст нам никто просто так высокие технологии. Нужны правильные военно-политические альянсы. В этом тонкость и специфика оборонно-промышленного комплекса. Посмотрите, что сейчас происходит в российской “оборонке”. Они настолько упорно избавлялись от зависимости от США, что как-то незаметно попали в технологическую зависимость от более сложного и опасного противника — Китая.

Поэтому представителям украинского ОПК вместе с политиками и высшим руководством страны уже сейчас надо думать над тем, кто, как и когда будет снабжать нашу армию современными системами вооружения и при этом развивать бизнес, который будет приносить экспортную выручку.
Последние новости: