Избирательный пресс

Избирательный пресс
256
Прошло уже почти четыре недели после отчета Казначейства о выполнении доходной части бюджета за три квартала текущего года.

Согласно сообщению ведомства, сбор в Общий фонд госбюджета (без учета возмещения НДС) за этот период составил 262,8 млрд грн., или 95,9% запланированного согласно Росписи.

Недобор — 11,1 млрд грн. В сентябре сбор (без учета возмещения НДС) составил 28,3 млрд грн., или 90,1% плана. Недобор — 3,1 млрд грн.

Однако приведенные цифры довольно слабо демонстрируют масштабы провала в выполнении бюджета, которые довольно искусно маскируют как Казначейство, так и Государственная фискальная служба (ГФС).

В частности, с некоторых пор из справок Казначейства о выполнении доходной части бюджета ушло сравнение с прошлым годом. А оно выглядит безрадостно: за девять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сбор (без учета возмещения НДС) увеличился лишь на 3,2 млрд грн., или на 1,2% (см. “Сбор в Общий фонд госбюджета в январе — сентябре…”).

Еще более наглядно сравнение по сентябрю — сбор сократился на 6,8 млрд грн. (см. “Сбор в Общий фонд госбюджета в сентябре…” на стр.45), или почти на 20%!
Это просто катастрофа. При этом стоит обратить внимание на два интересных факта.

Во-первых, в доходах бюджета резко увеличилась доля отчислений НБУ (см. “Структура доходов…”) — по сути, эмиссии. За девять месяцев текущего года Нацбанк перечислил в бюджет 22,8 млрд грн. Это на 4 млрд грн. больше, чем за январь — сентябрь минувшего года.

Во-вторых, нынешнее руководство фискального ведомства публично заявляло, что при прошлой власти бюджет не досчитывался около 300 млрд грн. в год вследствие применения различных схем уклонения от налогообложения.

Если вспомнить, что схемы предполагали уход от уплаты НДС с помощью “налоговых ям”, контрабандные поставки в страну сжиженного газа и нефтепродуктов, “тенизацию” алкогольного и частично табачного рынков и многое другое, то эта цифра, пожалуй, не выглядит завышенной.

Однако нетрудно подсчитать, что при закрытии этих схем за полгода, в течение которых Миндоходов и ГФС руководит новая команда, в бюджет дополнительно должно было поступить 150 млрд грн. А конкретно в сентябре — около 25 млрд грн. Как видим, реальность противоположна.

Неужели разговоры о намерении побороть схемы являются не более чем разговорами? Но такой подход возможен, на наш взгляд, лишь тогда, когда, с чиновничьей точки зрения, с подобными явлениями нужно не бороться, а наоборот — возглавить их.

Если бы схемы просто сохранились и продолжали действовать — это было бы полбеды. Есть основания полагать, что их стали использовать гораздо активнее. За девять месяцев 2014 г. недобор средств ГФС составляет 4,5 млрд грн., или 2% по сравнению с прошлым годом.

 В сентябре фискалы собрали налогов на 1,4 млрд грн., или на 5%, меньше, чем в сентябре прошлого года. При этом, если у таможни наблюдается хоть какой-то рост к прошлому году — 2,3 млрд грн. (2,8%), то налоговики недобрали 6,8 млрд грн (4,5%)! Налога на прибыль поступило на 9,2 млрд грн. меньше, НДС — на 3,6 млрд грн. Меньше поступило даже акцизов, хотя их ставки были существенно повышены.

Кстати, от введения новых налогов (военный сбор), расширения базы налогообложения (НДФЛ на пассивные доходы, НДС на лекарственные средства, медицинские изделия) или повышения ставок (акцизы, плата за пользование радиочастотным ресурсом и плата за пользование недрами) действующих налогов в бюджет уже должны были поступить дополнительные 3,5 млрд грн.

Еще около 15 млрд грн. должны были обеспечить выросшие ценовые индексы (как потребительский, так и цен производителей). Такой же объем дополнительных поступлений должен был возникнуть у таможни вследствие девальвации гривни — даже с учетом 24%-ного сокращения импорта. Однако этих денег бюджет не получил.

Зато “получил” средства благодаря увеличению переплат — на 8,8 млрд грн. с начала года, а также росту задолженности по возмещению НДС (если не считать погашение части задолженности НДС-облигациями, своеобразной формой долга государства, то она выросла на 6,1 млрд грн.).

Все перечисленные факторы, даже без закрытия схем уклонения, должны были бы дать бюджету дополнительно более 50 млрд грн.

Разумеется, нельзя игнорировать факт потерь бюджета, обусловленных аннексией Крыма, ситуацией в Донбассе, а также общим кризисом в экономике страны. Однако масштабы этих потерь несопоставимы с вышеприведенными.

Основываясь на данных за предыдущие два года, можно утверждать, что недобор из-за потери Крыма (с Севастополем) за январь — сентябрь не превышает 2,5 млрд грн. Потери, обусловленные кризисом в Донбассе, по самым пессимистическим оценкам (которые, кстати, превышают оценку правительства), достигают 6-7 млрд грн.

Наконец, опираясь на данные статистики, можно примерно подсчитать, что потери от недопоступления налога на прибыль должны составить 7-8 млрд грн.

Поэтому даже с учетом факторов, объективно отрицательно влияющих на наполнение бюджета, исчезновение
35 млрд грн. выглядит очень странно.
Последние новости: