Пан Африкан

Пан Африкан
627
Экспорт в Африку не уменьшается, и перспективы его огромны — на этом континенте 1,3 млрд потенциальных покупателей

Уже полтора года украинские экспортеры грезят о “великом прорыве” на европейский рынок как результате подписания Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Но реальность беспощадна: в прошлом году экспорт украинских товаров в Евросоюз увеличился всего на 2,6% по сравнению с 2013 г.Более того, за январь — май текущего года экспорт товаров в ЕС сократился на 33,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $5,17 млрд.

“ЕС пошел на значительные уступки Украине: позволил реализацию асимметричного режима торговли. Отмена почти 90% пошлин и введение нулевых тарифных квот на отдельные товары для экспорта в ЕС должны были привести к его существенному увеличению. Однако этого не произошло”, — констатирует Василий Поворозник, старший экономист Международного центра перспективных исследований.

При этом, в силу объективных причин, Украина продолжает стремительно терять стратегический российский рынок сбыта: в январе — мае 2015 г. экспорт в РФ сократился на 60,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $1,87 млрд.






Африканский вектор

Такое положение дел вынуждает украинских бизнесменов уделять все более пристальное внимание возможностям экспорта продукции на Африканский континент, население которого достигает примерно 1,3 млрд человек. “Украина потеряла российский рынок, а на европейском рынке для украинских экспортеров есть два “заслона”.

Во-первых, сложнейшая процедура стандартизации продукции, а во-вторых, жесткая конкуренция. Европейский рынок перенасыщен товарами, и нужно доказать Европе, что товар из Украины лучше. В Африке с ее огромным населением все гораздо проще.

Многие африканские страны активно развиваются, и там повышается покупательная способность. Украина может поставлять на Африканский континент буквально все — от продовольственных товаров до технологий и продукции машиностроения”, — считает Сергей Кириенко, начальник коммерческого отдела компании “Джи-эн-эл”.

Стоит отметить, что Африка — не такая уж Terra incognita для украинского бизнеса: в структуре экспорта доля стран континента приближается к 10% (и если объемы экспорта на большинство континентов в 2014 г. уменьшились, то на Африканский — сохранились на уровне 2013 г. — $5,1 млрд.

Плюс неучтенные Госстатом крупные поставки зерна, удобрений, полуфабрикатов и машин украинского происхождения через компании, зарегистрированные в США, Азии и Европе. — Ред.). Отечественные предприниматели достаточно успешно торгуют с ЮАР, Нигерией, странами Северной Африки. А Египет по итогам 2014 г. вообще стал третьим покупателем украинских товаров в мире.

Как рассказали БИЗНЕСу в Министерстве иностранных дел Украины, со стороны африканских покупателей “существует устойчивый спрос на украинскую продукцию агропромышленного комплекса” (подробнее см. стр.32, 33).

Кроме того, отмечают в “Мет­инвест Холдинге”, существует устойчивый спрос и на продукцию отечественного металлургического комплекса. “Наиболее металлоемким регионом является Северная Африка, куда только в 2014 г. было импортировано почти 12,5 млн т стали.

Сейчас в этом регионе установлены ввозные пошлины на стальной прокат, которые нивелируют конкурентоспособность нашей продукции. Но договор о свободной торговле между Украиной и ЕС, который вступит в силу 1 января 2016 г., предоставляет нам возможность присоединиться к Региональной конвенции о панъевро-средиземноморских преференциальных правилах происхождения и поставлять нашу сталь беспошлинно на основании сертификата EUR1”, — рассказали в пресс-службе компании.

При этом, поясняют в МИД, с экономической точки зрения, страны этого региона являются также значительным рынком сбыта для промышленных товаров, важным сырьевым источником и стратегическим международным коммуникационным узлом.

Поэтому, по мнению Анатолия Тихончука, генерального директора и основателя ООО “Гештальт консалтинг груп”, украинский бизнес может участвовать в Африке в строительстве жилых и административных зданий, автодорог и мостов, создании торговых сетей и логистических центров
в портах.

Высоко ценятся на Черном континенте украинские инженерные кадры, прорабы, проектные менеджеры, организаторы бизнес-процессов. “Любое направление сферы услуг перспективно для наших предпринимателей — от создания автомоек и салонов красоты до учреждения стоматологических клиник и развития IT-сервиса.

Все нужно и будет пользоваться спросом! Для наших предпринимателей, закаленных коррупцией и бюрократией, Африка — это рай для развития бизнеса”, — отметил г-н Тихончук.

Также, по словам представителей ПАО “Мироновский хлебопродукт”, в последнее время государственные органы и негосударственные организации стали принимать более активное участие в развитии деловых взаимоотношений Украины и Африки.

“Например, при содействии Киевской торгово-промышленной палаты был организован ряд визитов в африканские страны делегаций украинских бизнесменов на выставки различной тематики, а на выставке Africa’s Big Seven в Йоханнесбурге украинский стенд был одним из самых крупных.

Представители органов власти африканских стран тоже проявляют интерес к развитию бизнес-отношений с Украиной, но они очень мало знают о нашей стране в целом и о продукции наших производителей”, — сообщили в компании.

Особенности
Примеры государственной поддержки украинского экспорта в африканские страны, рассказывает Анатолий Тихончук, являются, скорее, исключением из правил: “Это риски самих предпринимателей. Но положительным является тот факт, что каких-то особенных отличий в ведении бизнеса
в африканских государствах нет. Правда, для ведения бухгалтерской и налоговой отчетности лучше всего нанять местный персонал”.

Хотя, как отмечают в “Мироновском хлебопродукте”, регуляторные особенности все же имеются. Например, в таких странах, как Ангола, Габон, Уганда, производитель (экспортер) должен предоставлять сертификаты на поставляемую партию продукции. Но подобные ограничения не являются серьезным препятствием для украинской продукции.

Просто придется для той или иной страны частично адаптировать собственно продукт, его упаковку, дизайн и т.п. Кроме того, в работе с африканскими контрагентами критически важно жестко контролировать как оплату, так и “судьбу” самого товара — риск недобросовестности со стороны покупателей весьма высок.

Впрочем, по мнению Александра Балагутина, директора ООО “Айросс Инвест”
(и с ним согласны многие предприниматели), “в торговле с представителями Африки важен выбор партнера, личные контакты — это залог успеха, а также очень важна репутация — не имея ее и личных рекомендаций, вести здесь бизнес очень сложно”.

Кроме того, делится опытом г-н Балагутин, предприниматель с самого начала должен располагать значительным финансовым резервом, поскольку реальные затраты иногда оказываются в два-три раза выше расчетных.

“Как правило, чтобы успешно вести дела в Африке, нужно на месте создать фирму, нанять местный персонал и запастись терпением. Бизнес в Африке, по нашим меркам, очень медленный, и нужно учитывать, что времени на решение поставленных задач потребуется много”, — пояснил Александр Балагутин.

Сергей Кириенко отмечает также, что уже сейчас в европейских странах работают десятки посредников, закупающих украинскую продукцию для перепродажи на Африканском континенте. Иными словами, реальный экспорт Украины в африканские страны больше, чем показывает официальная статистика (подробнее см. стр.34, 35).

Задача украинских властей и бизнеса — сделать эти товарные потоки прямыми. И, как говорят в МИД, наиболее действенным механизмом может стать сеть торговых домов “Украина” на перспективных для отечественной продукции рынках.

Здесь роль ассоциаций украинских производителей и экспортеров может оказаться ключевой. Также в МИД прорабатывают вопрос о возможности создания аграрного производства в отдельных странах Африки (подробнее об особенностях бизнеса в Африке см. стр.28-31).

Последние новости: