Щитоведение

Щитоведение
237
Все годы независимости украинский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) был ориентирован на экспорт, тогда как оснащение современной техникой и вооружением собственной армии руководство страны волновало мало. Это отражалось на бюджете Вооруженных Сил, а госзаказ составлял 5-10% в структуре производства предприятий ОПК.

Все остальное приходилось на экспорт. События в Крыму и Донбассе внесли свои коррективы, и сейчас перед государством стоит задача перевооружить украинскую армию силами прежде всего отечественных предприятий.

Исходные данные
В 2013 г. совокупные бюджетные расходы на оборону в Украине составили 14,8 млрд грн. (примерно $1,8 млрд). Для сравнения: из федерального бюджета РФ в том же году на оборону было выделено $66,1 млрд. Но дело не только в суммах: в Украине львиная доля бюджетных оборонных средств была направлена на финансирование текущих расходов.

В частности, на реализацию бюджетной программы “Обеспечение деятельности Вооруженных Сил Украины и подготовка войск” было выделено почти 11 млрд грн.: на содержание более чем 130 тыс.чел. личного состава, снабжение войск продовольствием, горюче-смазоч­ными материалами и обмундированием.

На техническую же модернизацию армии по программе “Развитие вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины” было направлено чуть больше 686 млн грн.

Эти деньги предназначались для реализации так называемых точечных проектов: модернизация самолетов и тропосферной станции, опытно-конструкторские работы по государственному оборонному заказу, строительство корабля класса “Корвет” (221,9 млн грн.) и завершение создания военно-транспортного самолета Ан-70 (251,4 млн грн.).

Потенциал
Бывшие да и нынешние государственные мужи упорно не могут постичь объективную истину: эффективная работа собственного ОПК не только создает кумулятивный эффект для силовиков, но и способствует подъему экономики страны в целом — путем перераспределения расходов.

Ведь на наших оборонных предприятиях ежегодно производилось продукции на $2 млрд, что позволяло “кормить” не только силовиков, но и отрасли промышленности, прямо или косвенно связанные с соответствующими заказами.

 Это — во-первых. Во-вторых, украинские предприятия ОПК имеют конкурентные преимущества на внешних рынках в нескольких сегментах продукции военного и двойного назначения, а именно в сегментах броне- и ракетной техники, военно-транспортной авиации, высокоточных средств поражения, радиолокационной техники и средств оптико-электронной разведки, кораблестроения и т.п. (см. также стр.10-13, 16-18).

Данные разработки, естественно, можно успешно использовать в “невоенных” отраслях, продавать их за рубеж и зарабатывать на этом большие деньги.

Недостатки
Главный же недостаток нашего экспортно-ориентированного ОПК — отсутствие четкой координации оборонных предприятий, преимущественно государственных. Ситуацию осложняет то, что они распределены между различными министерствами и ведомствами.

В 2010 г. были реорганизованы структуры, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики в сфере ОПК. Так, некоторые функции по управлению рядом оборонных предприятий принадлежали Государственному агентству по управлению корпоративными правами и имуществом, Государственному космическому агентству, Фонду государственного имущества, Государственному агентству по вопросам науки, инноваций и информатизации. Сейчас эти госструктуры реорганизуются.

Тогда же, в 2010 г., был создан единый госконцерн “Укроборонпром”, который осуществляет управление объектами государственной собственности в ОПК. В него вошли 130 государственных предприятий (включая государственных спецэкспортеров — субъектов хоздеятельности), а также ремонтные предприятия Министерства обороны.

 В результате к выполнению оборонного заказа армии и других силовых структур страны по приобретению нового вооружения, ремонту и модернизации в среднем ежегодно привлекаются 22 предприятия, преимущественно государственной формы собственности.

Остальные, выходит, простаивают. О работе же с частными предприятиями государственные структуры думают в последнюю очередь. Как результат, первые находятся в “свободном плавании”.

К “тормозам” отечественного ОПК можно отнести и импортозависимость от Российской Федерации (около 60% общего импорта для нужд обороны). По некоторым оценкам, к началу антитеррористической операции (АТО) от импорта комплектующих зависели 67% действующих предприятий.

Изношенность же основных фондов предприятий “оборонки” составляет более 50%, в частности, 70-75% оборудования и промышленных механизмов морально устарели и эксплуатируются более 20 лет.
К тому же украинский ОПК не “тяготеет” к замкнутому производству новых видов и образцов вооружения.

Эксперты утверждают, что в начале 2014 г. отечественная промышленность была способна производить по замкнутому циклу 1-2% номенклатуры вооружений и военной техники (см. статью "Оплот" экономики").

При этом в Крыму фактически утрачены мощности по разработке и производству корабельных систем, существует угроза изъятия технологий производства средств электронной разведки в Донецке. Ремонтные же мощности предприятий Минобороны составляют 5-8% потенциальных возможностей ОПК.

В итоге, имеем печальную картину: наши заводы производят продукцию, которая успешно продается за рубежом, тогда как о ноу-хау в интересах собственной национальной безопасности речь почти не идет. Поэтому ряд интересных проектов просто оказались под сукном, а чиновники и менеджмент предприятий действуют по принципу “здесь и сейчас”, в лучшем случае — “доживем до ближайших выборов”.

Что делается
Сейчас усилия предприятий ОПК направлены на пополнение технического парка армии, в том числе и путем ее ремонта непосредственно в зоне АТО. В частности, “Укроборонпром” прислал туда около 30 ремонтных бригад, каждая из которых приводит в боеспособное состояние 30-40 единиц техники в сутки.

Помимо реализации текущих проектов делаются попытки заглянуть в будущее: параллельно ведется разработка новых технологий. При этом сейчас Украина вынуждена отказаться от экспорта вооружений и приостановить выполнение целого ряда контрактов.

Говоря о перспективах ОПК, нужно также понимать финансово-экономическую ситуацию в стране. По оценкам специалистов Национального института стратегических исследований, ВВП Украины в 2014 г. уменьшится на 6-7% (по оценкам иностранных специалистов, падение будет более глубоким. — Ред.).

Неслучайно в СМИ циркулировала информация о том, что в проекте Госбюджета-2015 на нужды МВД предполагалось выделить 20 млрд грн., Минобороны — только 14 млрд грн. Правда, ситуацию вроде бы начали исправлять: министр финансов Александр Шлапак сообщил, что Кабмин предлагает предусмотреть в проекте Госбюджета финансирование в размере 63 млрд грн.

 “45 млрд грн. — это то, что шло на финансирование военных в течение последних трех лет. В этом году мы добавили еще 18 млрд грн. из Резервного фонда. То есть общая сумма — 63 млрд грн. На такую же сумму мы планируем выйти в следующем году”, — утверждает г-н Шлапак.

В свою очередь, Президент Украины Петр Порошенко заявил, что в ближайшие три года на перевооружение и модернизацию украинская армия получит более 40 млрд грн. Для этого Минобороны необходимо как можно быстрее уточнить госзаказ “Укроборонпрому”, чтобы профинансировать будущие закупки из Бюджета-2015.

В связи с этим новый министр обороны Степан Полторак отмечает: ситуация требует ускорения принятия решений по всестороннему обеспечению Вооруженных Сил Украины минимум втрое.

Разумеется, в контексте президентских инициатив об увеличении в 2020 г. расходов на оборону до 5% ВВП внутренний рынок становится лакомым куском как для госпредприятий, так и для частного бизнеса.

Но встать тем и другим на ноги мешают устаревшие, коррупционные и предельно забюрократизированные процедуры создания, принятия на вооружение и поставок вооружений и военной техники, которые не соответствуют реалиям необъявленной войны, наблюдаемым сейчас в Украине.
Последние новости: