Skyбортдисты

Skyбортдисты
378
На прошлой неделе пресс-секретарь по бюджету, транспорту и региональной политике Европейской Комиссии Якуб Адамович заявил, что в ЕК пока не могут определить срок подписания Соглашения о едином авиационном пространстве (“Открытое небо”). “Комиссия высказывается за установление этого единого авиационного пространства, но еще рано говорить о деталях. Наша цель — работать
в направлении одинаковых стандартов в авиации для ЕС и Украины”, — сказал г-н Адамович.

Напомним, что Соглашение было парафировано еще в 2013 г., а подписать его должны были 14 марта 2014 г. Позднее подписание перенесли на июнь 2014 г., но официально Соглашение так и не было заключено. Формальной причиной является то, что Еврокомиссия не смогла до конца сформулировать определение понятия “территория” в контексте вопроса Гибралтара (несогласованность позиций Испании и Великобритании в вопросе территориальной принадлежности Гибралтара).

Вместе с тем в Украине с “Открытым небом” связывают большие надежды на оздоровление рынка пассажирских авиаперевозок. В частности, ожидается приход на украинский рынок ряда европейских бюджетных авиаперевозчиков (лоукостеров), а также получение украинскими и европейскими компаниями права осуществлять рейсы между Украиной и странами ЕС без нынешней процедуры межгосударственного согласования маршрутов.

Львовское небо
Поэтому, не дождавшись открытия “окна в Европу”, Украина решила прорубить его самостоятельно и запустить пилотный проект “Открытое небо” на региональном уровне — на базе ГП “Аэропорт “Львов” им.Даниила Галицкого”.

Как пояснил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, “мы открываем аэропорт для всех перевозчиков на уровне двусторонних договоренностей между авиационными властями”. Принятое решение означает, что начиная со 2 апреля любая иностранная компания, имеющая разрешение летать во Львов от авиационной власти своей страны, может получить аналогичное украинское разрешение без каких-либо ограничений.

География будущих перевозок обширна — 40 стран мира. Уже 3 апреля Денис Антонюк, председатель Государственной авиационной службы Украины, сообщил, что служба уже “отработала” по международным рейсам. Сейчас для Львова, безусловно, открыты все основные пункты в Европе (Италия, Испания, Германия, Кипр, Греция и др.), ОАЭ, Россия, США.

Авиационным властям Франции, Нидерландов, Азербайджана, Казахстана, Армении и Туркменистана отправлены письма с предложением снять ограничения по количеству рейсов и перевозчиков во Львов. “Дальше все в руках аэропорта и городских властей: опыт европейцев показывает, что без работы местных властей значительного увеличения потока и привлечения перевозчиков не будет”, — резюмирует г-н Антонюк.

Правда, у львовского “Открытого неба” уже обнаружился существенный изъян: отечественные перевозчики получить назначения из Львова пока не могут! Действие Порядка назначений на маршруты заблокировано из-за судебного разбирательства.

3 марта 2015 г. решением Окружного административного суда г. Киева по административному иску “Международных авиалиний Украины” (“МАУ”) приказ Мининфраструктуры №245 от 23.04.13 г. “Об утверждении Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий” признан незаконным и недействующим. В свою очередь, 20 марта Мининфраструктуры подало апелляционную жалобу на это решение.

Ранее, еще в ноябре 2014 г., Гос­авиаслужба разработала правила назначений на авиамаршруты, нормы которых также отменяли действия приказа №245. Однако эти правила вызвали острую дискуссию (по мнению некоторых операторов, они создавали условия для монополизации рынка авиаперевозок компанией “МАУ”) и до сегодняшнего дня в силу так и не вступили. “Сейчас мы в правовом вакууме, что делает выдачу назначений для украинских авиакомпаний на нужные направления невозможным”, — признает Андрей Пивоварский.

Отметим, уже в конце прошлой недели г-н Пивоварский отчитался о том, что новая политика во Львовском аэропорту начала приносить свои плоды: ирландская компания Ryanair, крупнейший европейский лоукостер, “потенциально готова “зайти” во Львов, и другие лоукостеры потенциально готовы, им нужно посмотреть, проанализировать экономику, их интересует, сколько они могут заработать”.

Нужно сказать, это уже вторая в истории “потенциальная готовность” Ryanair зайти в Украину — ранее, в 2012 г., ее озвучил тогдашний министр инфраструктуры Борис Колесников.

“Для пассажиров данные решения позволят уменьшить стоимость авиабилетов, обеспечат возможность путешествовать прямыми рейсами и улучшат сервис во время полетов. Либерализация авиационного пространства для аэропорта “Львов” позволит Западной Украине шире развить туристическую и другие сопутствующие отрасли и создаст дополнительные рабочие места”, — считает исполнительный директор аэропорта “Львов” Вячеслав Чеглатонев.

Правда, конкретики в обещаниях “высокопоставленных лиц” пока мало. В прошлом году пассажиропоток львовского аэропорта упал на 15% по сравнению с 2013 г., до 585,2 тыс.чел. Насколько возрастет этот показатель по итогам 2015 г., не берется прогнозировать никто. Но оживление пассажиропотока предприятию необходимо как воздух — скажем, там до сих пор недофинансированы и не введены в эксплуатацию объекты реконструкции к Евро-2012 (!).

Президент “МАУ” Юрий Мирошников также настроен осторожно: “Без продвижения туристического потенциала региона инициатива по “открытию” неба будет недостаточно эффективна. Ведь уже существующий широкий диапазон возможностей для полетов из Львова авиакомпаниями в полной мере так и не используется”.

Небо над Украиной
Следует отметить, что начало пилотного проекта во Львовском аэропорту совпало с заявлением о закрытии венгерско-польской компанией Wizz Air киевского офиса — единственного украинского лоукостера ООО “Визз Эйр Украина”. В компании объяснили это обострением политической ситуации, девальвацией гривни и валютными ограничениями. Количество направлений сократят вдвое, с 16 до 8, выполнять их будет Wizz Air Hungary. Предполагается, что на венгерское подразделение перечисленные негативные факторы будут влиять в меньшей степени.

В список потерь украинской гражданской авиации можно занести и “Авиалинии Харькова”. Как сообщили БИЗНЕСу
в пресс-службе компании, “в связи с серьезным падением спроса на авиаперевозки расширение сети маршрутов, а также регулярные рейсы в этом году не планируются”.

Сейчас из Харькова осуществляются лишь рейсы в Борисполь (“МАУ”), Шарм-Эль-Шейх (“ЮТэйр-Украина”) и Стамбул (Pegasus). Выполнявшиеся ранее рейсы Харьков — Москва закрыты Госавиаслужбой.

Действительно, как подтвердила БИЗНЕСу Оксана Ожигова, пресс-секретарь ГП “Международный аэропорт “Борисполь”, крайний рейс “Харьковских авиалиний” аэропорт принял 15 марта этого года. Помимо харьковского перевозчика, еще раньше, с 22 февраля, полеты в “Борисполь” прекратила компания Air Moldova.

“Кроме того, в период летней навигации текущего года, по сравнению с летом 2014 г., пока не осуществляют рейсы авиакомпании Meridiana Fly, Alitalia, Swiss International, Norwegian Air Shuttle, Turkmenistan Airlines, Emirates, Astra”, — говорит г-жа Ожигова.

И новые авиаперевозчики, по ее словам, на летний сезон 2015 г. еще заявлены не были.
Вместе с тем, в марте, впервые с начала 2015 г., в “Борисполе” был зафиксирован рост пассажиропотока на 9%, до 459,3 тыс. чел. (по сравнению с мартом 2014 г.). Средняя загруженность воздушных судов, обслуженных аэропортом, в марте достигла обнадеживающих 71%.

Для сравнения: в 2014 г. этот показатель в среднем составлял 61%, а на некоторых направлениях находился в диапазоне 30-40%. Правда, по итогам I квартала 2015 г. аэропорт обслужил 1,348 млн пассажиров, что на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Частичное восстановление пассажиропотока через крупнейший аэропорт Украины может свидетельствовать о незначительных положительных сдвигах на рынке авиаперевозок.

“Однако об устойчивой динамике роста объемов и даже о их стабилизации говорить еще рано”, — подчеркивает Оксана Ожигова. Согласно данным Госстата, в январе-феврале 2015 г. украинский рынок пассажирских авиаперевозок в целом “просел” на 20%. Операторы надеются, что хуже уже не будет.

PS. Как сообщает пресс-служба министерства инфраструктуры, 10 апреля Андрей Пивоварский назначил Дмитрия Шинкарчука исполняющим обязанности генерального директора аэропорта “Львов” им.Даниила Галицкого вместо Ростислава Веселова.


Последние новости: