Сметные богатства

Сметные богатства
185
Президент Украины Петр Порошенко в “Стратегии-2020” пообещал, что к 2020 г. расходы на финансирование Вооруженных Сил увеличатся до 5% ВВП, а количество профессиональных военнослужащих на 1 тыс. украинцев составит семь человек — вместо нынешних 2,8.

 “Мы исходим из принципа, что Украина должна стать военным государством”, — пояснил заместитель главы Администрации Президента Дмит­рий Шимкив.

Однако, если проанализировать это обещание, оказывается, что выйти на такой уровень финансирования армии за пять лет совсем непросто. Прежде всего потому, что Украина переживает экономический спад: общий дефицит бюджета по итогам года может составить 12%, инфляция — 20%, а падение ВВП — 10%.

Эксперт Украинского института публичной политики Ильдар Газизуллин в сентябре называл БИЗНЕСу похожую цифру: ВВП снизится на 6-10% за год. НБУ прогнозирует, что падение ВВП составит, как заявила в начале октября председатель Нацбанка Валерия Гонтарева, 8,3%.

По ее словам, этот обвал экономики — самый глубокий, не считая кризисных 2009 г. и 1996 г. Такую же нерадостную картину дает и ЕБРР: там считают, что в 2015 г. ВВП Украины продолжит снижаться — еще на 3%. Из этого следует, что ожидать в течение пяти лет экономического роста, который позволит достичь результатов, заявленных в “Стратегии”, как минимум, странно.

А ведь в ней много трудновыполнимых задач: удвоение ВВП на душу населения в год по паритету покупательной способности с $8,5 тыс., привлечение прямых иностранных инвестиций в 2015-2020 гг. в объеме $40 млрд, сокращение доли госдолга по отношению к ВВП с 67,6% до 60%, а инфляции — до 1,7%, попадание в Топ-20 в рейтинге легкости ведения бизнеса (обо всем этом см. БИЗНЕС №39 от 29.09.14 г.).

Для того чтобы ВВП увеличился вдвое, как обещают в “Стратегии”, необходим ежегодный его прирост на 14,9%, тогда как МВФ оценивает потенциальный прирост в 4% в год — и это самый оптимистичный прогноз.

Кроме того, обещание довести военные расходы из госбюджета до 5% ВВП может вступить в противоречие с намерением увеличить долю местных бюджетов в бюджете консолидированном с 31% до 65%. БИЗНЕС попытался разобраться, как и за счет каких расходных статей можно столь существенно увеличить финансирование оборонного сектора.

Как сейчас
Специалисты тоже относятся к обещанию отдать на армейские нужды 5% ВВП скептически. “Какие 5%? У нас же как делается: в сентябре военный бюджет подадут, за месяц примут. Нет никакой долговременной или хотя бы среднесрочной программы. А без этого что-то говорить о перспективах невозможно”, — уверял участников “круглого стола” БИЗНЕСа (см. стр.10-13) генерал-лейтенант Евгений Шелест.

По словам бывшего заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенанта Игоря Романенко, в мирное время армия нуждается в 24,7 млрд грн. ежегодно, а для того чтобы не только поддерживать уровень, но и развивать Вооруженные Силы, необходимо вкладывать по 40-50 млрд грн. каждый год.

При этом г-н Романенко добавляет, что бюджет украинской армии последние 23 года увеличивался очень незначительно — только на уровень прогнозируемой инфляции, который, кроме того, не соответствовал действительному.

В текущем году бюджет армии составил 26,9 млрд грн., включая 11,7 млрд грн., которые были выделены дополнительно вследствие боевых действий на востоке Украины. При этом 73% планируется потратить на содержание армии, тогда как, по словам г-на Романенко, на Западе этот показатель не превышает 50%.

В свою очередь, народный депутат Ирина Геращенко, возглавляющая следственную комиссию парламента по проверке использования средств, выделенных из госбюджета и перечисленных украинцами для армии, сказала, что по итогам года на антитеррористическую операцию (АТО) из госбюджета выделят 64 млрд грн. (эта сумма, разумеется, включает не только армейские расходы).

Всего в 2014 г. на потребности всех силовых структур и других государственных органов власти, привлеченных к проведению АТО, было выделено: из Общего фонда госбюджета — 40,5 млрд грн., из Резервного — 18,3 млрд грн., из Специального — 5 млрд грн.”, — заявила она, пояснив, впрочем, что пока Минобороны использовало менее 70% средств.

Обещание выделить на армию 5% ВВП выглядит особенно ошеломляюще на фоне нынешних показателей: сейчас армейский бюджет составляет около 1,8% ВВП (по данным Стокгольмского института исследований проблем мира SIPRI — 2,9%). Это самый высокий показатель за последние 23 года.

А в отозванном проекте Госбюджета-2015 на потребности армии предполагалось выделить только 0,91% ВВП. “Финансирование силовых структур растет год из года, а армию обеспечивают по остаточному принципу”, — посетовал Игорь Романенко.

Однако государству, которое находится в состоянии войны, приходится изыскивать средства на армию и военную промышленность. В этом помогают волонтеры. Как сообщили в пресс-службе Минобороны, в рамках акции “Поддержи украинскую армию” на счета поступило 149,8 млн грн. по состоянию на 6 октября.

 “Из этой суммы 138,4 млн грн. — денежные переводы на материально-техническое обеспечение, остальные средства — на медицинское обеспечение Вооруженных Сил Украины”, — пояснили в пресс-службе. В частности, с помощью звонков на единый мобильный номер, например, удалось собрать 36,3 млн грн.

Однако, если сравнить названные суммы с тем, что выделило государство (и уж тем более с тем, что следует выделить), становится понятно, что стараниями добрых граждан военную отрасль не поднять (см. “Структура…”).

За чей счет
Попробуем подсчитать, что именно пообещал Президент. Если взять за основу прошлогодний ВВП в 1,76 трлн грн., учесть прогноз НБУ и Всемирного банка на этот год (падение на 8%) и скорректировать номинальный показатель на уровень инфляции (19%, по прогнозам МВФ), то получим ВВП-2014 в размере 1,31 трлн грн.

То есть если бы 5% ВВП пошло на оборонный сектор в этом году, в абсолютном измерении расходы достигли бы 65,6 млрд грн. А так как расходная часть госбюджета сейчас равна 487,5 млрд грн., эти расходы составили бы 13,5% бюджетных средств.

Если поверить обещаниям Кабмина, что при благоприятном развитии событий ВВП страны достигнет
2 трлн грн. к 2017 г., то получим, что 5% от этой суммы и вовсе 100 млрд грн.

Если предположить, что общий уровень госрасходов останется неизменным (ведь правительство намерено в обозримом будущем только сокращать долю ВВП, перераспределяемую через госбюджет), то траты на военную отрасль достигнут 20% госбюджета.

Если же внять президентскому обещанию удвоить ВВП к 2020 г., то, опять же, при неизменном размере расходной части госбюджета армия должна будет получить более четверти всех государственных средств (см. “Доля…”). Конечно, на таком уровне нашу армию никогда не финансировали. И вряд ли будут.

Однако чтобы отдать военным даже 13% бюджета, придется кого-то серьезно обидеть. Главным “любимчиком” прежней власти при планировании бюджетных расходов были полицейские структуры: их доля стабильно увеличивалась, в том числе и благодаря сокращению финансирования армии (см. статью "Любовь зла").

Станут ли урезать долю право­охранительных органов в бюджетном пироге теперь — вопрос непростой. С учетом продолжающегося падения уровня жизни, снижения реальной заработной платы на 12,7% (по данным Госстата) и нестабильной политической ситуации, можно предположить, что правительство предпочтет повременить с экономией на силовых структурах — МВД, ГПУ, СБУ.

“Ужаться”, скорее всего, придется социальной сфере: на нее в этом году было предусмотрено 160,8 млрд грн., из которых можно было бы вычесть недостающую для обещанного военного бюджета сумму. Пусть на социальные нужды пойдет около 100 млрд грн.

Конечно, с большой долей вероятности можно предположить, что правительство не станет урезать финансирование дефицита Пенсионного фонда: пенсионеры являются слишком политически важной частью населения. В первую очередь пострадают образование, здравоохранение и культура. Собственно, это можно видеть и сейчас (см. “Структура расходов…” ).

Что дальше
Сосредоточившись на далеко идущих планах, правительство упустило текущие проблемы. Оборонный бюджет на 2015 г., который в итоге был отозван Кабмином, кажется недостаточным.

Мы уже привлекали внимание общественности к тому, что расходы Министерства обороны в 16 млрд грн. — это проект бюджета разоружения и капитуляции Украины. Минимальные потребности армии, по моим данным, — 48 млрд грн.

 А отозвав законопроект, Кабмин и вовсе сорвал график бюджетного процесса
”, — заявил бывший главный инспектор Минобороны Иван Апаршин. Он также отметил, что на новое вооружение планировали выделить всего 1 млрд грн.:

 “Это капля в море реальных потребностей. Но если Госбюджет-2015 не будет окончательно принят до 1 декабря, даже эти деньги в течение нескольких месяцев не дойдут до заводов, производящих бронетранспортеры, стрелковые и артиллерийские боеприпасы, ремонтирующих боевую технику”.

Кстати, примерно такую же сумму — 1 млрд грн. — правительство обещало выделить на реабилитацию получивших ранения и инвалидность во время АТО.

Да и в целом к проекту Госбюджета много вопросов. Пытаясь спрогнозировать ситуацию на 2015 г., правительство воспользовалось двумя сценариями: первый предполагает рост ВВП на уровне 0,3%, второй — 2%, и это с учетом реформ, притока инвестиций, сотрудничества с ЕС, в том числе в зоне свободной торговли, и завершения военных действий на востоке страны. Факторы, прямо скажем, ненадежные. Да и странно видеть эти сценарии на фоне падения ВВП в 2014 г.

В итоге правительство ожидает ВВП в размере 1,8 трлн грн., а доходы бюджета в 2015 г. запланированы в размере 525-550 млрд грн., при том что в 2014 г. после многочисленных изменений доходная часть бюджета сокращена до 487,5 млрд грн.

Кроме того, правительство собирается уменьшить дефицит бюджета с 4,5% в 2014 г. до 3,5-3,7% в 2015 г. Как заявил министр финансов Александр Шлапак, в проекте Бюджета-2015 заложен курс в 12,9 грн./USD. “Он может быть пересмотрен: ситуация меняется очень быстро.

И я допускаю, что макропоказатели бюджета будут пересмотрены. Я верю, что Национальный банк и руководители коммерческих банкиров справятся с ситуацией
”, — пояснил г-н Шлапак.

Вопрос, конечно, и в том, как будет наполняться казна. В 2014 г. с этим явные проблемы: по итогам первого полугодия поступления от налога на прибыль предприятий сократились на 19%, НДС — на 5%, акцизов и пошлин от импорта — на 13,3%.

Однако Кабмин отличается завидным оптимизмом: в сентябре он обнародовал экономический прогноз на 2015-2017 гг., в котором рассматриваются еще два жизнеутверждающих варианта. Согласно первому, в 2015 г. ВВП составит 1,76 трлн грн., инфляция — 10,9%, а номинальная зарплата сократится на 2%.

По второму, ВВП достигнет 1,82 трлн грн., инфляция — 13%, а зарплата останется на том же уровне. С 2016-2017 гг. ситуация примерно такая же: первый сценарий обещает рост на 2,5-3%, второй — на 4,5-6,5%. При этом ВВП якобы впервые превысит 2 трлн грн.

Тем временем
Впрочем, оборонная промышленность, так или иначе, продолжает работать и без головокружительных обещаний. Госконцерн “Укроборонпром” планирует увеличить объем производства до 17 млрд грн., а налоговые отчисления в бюджет — до 3 млрд грн.

В 2013 г. было произведено продукции на 11 млрд грн., в этом — 13 млрд грн.”, — заявил генеральный директор концерна Роман Романов. При этом его первый заместитель Сергей Пинькас (см. стр.20, 21) уточнил, что за счет курсовой разницы экспортная выручка снизилась в 4,5 раза.

Да и экспорт за девять месяцев текущего года составил всего 4,7 млрд грн., хотя в 2013 г. достиг 10 млрд грн. В то же время г-н Романов сообщил, что “Укроборонпром” может получить контракт на $1,5 млрд. Он не назвал покупателя, однако добавил:

Это контракт на продукцию наших предприятий, которая выпускается по кооперации 20 предприятиями, размещенными на территории Украины. Это контракт действительно на высокоэффективные изделия, которые по достоинству оценили наши иностранные партнеры”.

Своими, пусть и медленными темпами движется и производство. Например, гос­предприятие “Николаевский бронетанковый завод”, входящее в состав “Укроборонпрома”, до конца года намерено изготовить 108 единиц боевой техники. “Планируем выпустить 90 единиц техники для Мин­обороны и 18 — для пограничников”, — сказал Роман Романов.

Развиваются и частники. Например, президент компании “Интернет Инвест” Александр Ольшанский заявил, что намерен открыть в Украине бизнес-инкубатор для инвестирования и поддержки стартапов в сфере военных технологий, привлечь транш на несколько миллионов долларов, которые будут вложены в развитие и поддержку проектов.

При этом бизнес-инкубатор намерен инвестировать в каждый проект $50-500 тыс. В первую очередь будут рассматриваться идеи по обработке и поиску информации, обработке изображений, мониторингу общественных мест, а также стартапы, разрабатывающие беспилотники, симуляторы и системы наблюдения за местностью (см. стр.10-13).

“Во всей мировой практике ОПК всегда был двигателем прогресса”, — считает председатель совета директоров НПО “Практика” Олег Высоцкий (подробнее об этом см. стр.25-27).

Рецепт
Президент Центра рыночных реформ Украины, экс-министр экономики Владимир Лановой считает, что необходимо отменить налог на прибыль для отечественных предприятий ОПК. “Для всех предприятий, которые работают “на войну”. Потому что в противном случае они будут думать о прибыли, а не о поставках”, — пояснил он.

И добавил: Украине сейчас нужна не прибыль от продажи ракет, а продукция для обеспечения армии, поэтому нужно выстроить модель, при которой государство сможет определять, какие товары и в каком количестве производить некоторым предприятиям.
Последние новости: