Старт без выброса

Старт без выброса
516
Более 30 компаний по всему миру производят электромобили. Среди них немало специализированных, выпускающих исключительно электрокары.

Не отказываются от них и лидеры мирового автопрома, для которых электромобили — лишь дополнение к линейке массово производимых жидкотоп­ливных авто. И пока именно “непрофильные” производители обеспечивают более 90% мирового производства электрокаров.

Мировой рынок
Крупносерийное производство уже наладили более десяти хорошо известных автомобилестроителей — Tesla Motors и Ford Motor (США), Renault (Франция), Nissan Motor, Toyota Motor, Mitsubishi Motors и Honda Motor (все — Япония), BMW, Volkswagen и Daimler (все — Германия), BYD (Китай) и др. С конвейеров этих компаний сходит более 80% электромобилей, производимых в мире.

Лидирует на мировом рынке электромобилей альянс Renault-Nissan с долей в 56%. В 2014 г. этот альянс продал 82,6 тыс. электромобилей, что на 24% больше, нежели в 2013 г.

Всего за прошлый год, по информации производителей, в мире было реализовано около 150 тыс. авто с нулевым выбросом. При средней цене электромобиля в $35 тыс. объем мирового рынка таких авто оценивается примерно в $5 млрд. С учетом же плагин-гибридных собратьев на мировом рынке в 2014 г. было продано более 320 тыс. электрокаров.

Такие данные недавно были обнародованы немецкой исследовательской группой ZSW. Всего по миру колесят более 740 тыс. авто на электротяге. Тройка стран-лидеров с наибольшим электроавтопарком (суммарно более 65%) — США, Япония и Китай.

С каждым годом мировой парк электромобилей увеличивается. Способствуют этому как раз производители. За прошлый год автопарк электрокаров и плагин-гибридов в Китае увеличился на 116%, в США — на 69%, в Японии — на 46%.

Положительная динамика сохранится и в дальнейшем, поскольку производственные планы лидеров мирового автопрома предусматривают наращивание выпуска таких авто. Показательно и то, что сейчас ни один мировой автосалон не обходится без демонстрации новых электрических и гибридных моделей автомобилей.

Согласно прогнозу исследовательской компании Pike Research, за ближайшие пять лет парк электромобилей вырастет в пять раз
и к 2020 г. достигнет 3,8 млн авто. А с учетом плагин-гибридов и гибридных авто по дорогам мира в 2025 г., по прогнозам

Международного энергетического агентства, будут колесить 20 млн транспортных средств, в создании тяги которых используется электричество.

Доступность и качество
Кроме количественных изменений грядут на рынке электрокаров и качественные. Нередко благодаря инициативам новых игроков, ранее не имевших к автомобилестроению никакого отношения. Например, компания Apple разрабатывает электрический минивэн будущего, а компания Xiaomi заявила о планах по выпуску электромобиля Xiaomi Misla стоимостью всего $6400.

По прогнозам International Energy Agency, уже к 2020 г. электромобили могут составить конкуренцию традиционным, так как к тому времени подешевеют на 30-40%. Прежде всего это будет обусловлено снижением на 45% стоимости едва ли не самого дорого элемента в электрокаре — аккумуляторной батареи.

Японские автопроизводители Nissan Motor и Mitsubishi Motors объединили усилия по разработке компактных электрических автомобилей. Уже через два года партнеры обещают выпустить новый электрокар, который с учетом правительственных льгот Японии может стоить всего $14,5 тыс.

Предполагается, что этот электромобиль будет иметь запас хода примерно 200 км против 100-150 км у нынешних Mitsubishi i-MiEV и Nissan Leaf.

Автоконцерн General Motors показал на недавнем Детройтском автосалоне концепт электрокара Chevrolet Bolt. Максимальная дальность хода этого авто при полном заряде блока батарей должна составить более 320 км. Заявленная стоимость новинки — $30 тыс. Пока же компания предлагает за $27 тыс.электрический сити-кар Chevrolet Spark EV, который может преодолеть на электротяге лишь 130 км.

Украинские реалии
Несмотря на рост популярности электромобилей в мире и объемов этого рынка, в Украине таких машин пока очень мало. К примеру,
в 2014 г. украинцы приобрели лишь около четырех десятков электрокаров. По оценкам специалистов из ведущих автомобильных компаний, одна из главных причин пробуксовывания — недоразвитость инфраструктуры по продаже и обслуживанию электромобилей в Украине.

По словам Владимира Иванова, начальника отдела связей с общественностью компании “Ниссан Мотор Украина”, “сейчас нет смысла выводить электромобили на украинский рынок, поскольку соответствующая инфраструктура электрозаправок не развита, однако при возникновении благоприятных условий на базе существующей дилерской сети будет налажено и полноценное обслуживание электрокаров”.

О неготовности инфраструктуры для электромобилей заявляет и Оксана Борейко, директор по маркетингу компании “Renault Украина”: “Мы пока даже не можем спрогнозировать, когда появится возможность продавать электрокары в Украине. Без создания инфраструктуры и появления устойчивого потребительского спроса расширение существующего модельного ряда за счет электрокаров малорентабельно”.

В отличие от официальных дилеров традиционных автомобилей, специализированные компании, “серые” поставщики и продавцы на вторичном рынке электромобили покупателям уже предлагают. В конце марта, к примеру, на вторичном рынке, по наблюдениям БИЗНЕСа, продавались электромобили ориентировочно 15 торговых марок.

Львиная доля предложений приходилась на электрокары Nissan и Tesla. Всего предлагалось примерно 200 единиц. Средняя цена типового электрокара на “вторичке” — около $25 тыс. , а средний возраст таких авто — два-три года. Кстати, годом ранее предложение электромобилей на вторичном рынке Украины было в девять раз меньше.

Пока в Украине продвижением электрокаров занимаются в основном представители среднего бизнеса и энтузиасты. В последнее время озвучиваются даже заявления о намерении наладить в стране собственное производство электромобилей.

Некоторые компании уже приступили к подготовке и необходимой инфраструктуры. К примеру, компания E-line намерена создать всеукраинскую сеть зарядных станций для электромобилей, в которой к концу 2015 г. должно быть 150 “зарядок”, а к 2020 г. — аж 20 тыс.

В феврале 2015 г. директор компании Владислав Родин рассказывал БИЗНЕСу, что в этот “электрический” проект уже инвестировано $500 тыс. (подробнее см. статью "Электродали"). Немногим ранее крупная сеть автозаправочных станций “ОККО” оборудовала более трех десятков своих АЗС, расположенных на оживленных автотрассах, устройствами для зарядки электромобилей. Вице-президент сети “ОККО” Александр Гегедиш интерес к электрокарам поясняет динамичным развитием этого сегмента мирового авторынка.

Господдержка
Как показывает мировой опыт, мощным толчком к развитию рынка электромобилей наряду с инвестированием крупных проектов является активная господдержка. И это “плечо” может быть гораздо эффективнее, нежели выделение средств на исследования
и разработку современных моделей электротранспорта.

В Норвегии, к примеру, насчитывается уже более 30 тыс. электромобилей. А все благодаря освобождению от уплаты налога при покупке машин, от дорожного сбора, платы за парковку и другим преференциям.

В Украине государство “электрическое движение” пока почти не поддерживает. Но, похоже, именно сейчас дело может сдвинуться с мертвой точки. Потому что кроме автопробегов электромобилей, один из которых состоялся 9 апреля в Киеве, появились и законодательные инициативы народных депутатов, нацеленные на содействие развитию этой отрасли. Речь идет, в частности, о трех законопроектах, зарегистрированных совсем недавно в ВР: №2132 от 13.02.15 г., №1912 и №1913 от 02.02.15 г.

По сути, в парламенте сейчас продвигаются две инициативы по содействию развитию рынка электромобилей. Законопроектом №2132 предлагается освободить от уплаты налогов ввоз в Украину электромобилей, комплектующих для их производства и такси, оснащенных электродвигателем, а также передачу электромобилей в лизинг и предоставление их напрокат. Законопроекты №1912
и №1913 предполагают временное освобождение электромобилей от обложения НДС, акцизным налогом и ввозной пошлиной на период до 2020 г.

“Льготный режим налогообложения позволит популяризовать электромобили в бизнес-среде (прокат, такси, курьерские службы) и повысить спрос на такие авто со стороны обычных граждан”, — считает Евгений Тимошенко, аналитик Украинской ассоциации инновационного развития.

Как уверяет Константин Евтушенко, эксперт в области энергетики и автор всеукраинского проекта Shooter, популяризирующего электромобили, “снижение налогового бремени, которое предусмотрено законопроектом №2132, позволит увеличить долю электромобилей на украинском рынке до 10% уже к 2025 г.”.

С развитием рынка электромобилей снизится степень зависимости Украины от поставок из-за рубежа нефтепродуктов. А высвободившиеся от их закупки средства могут быть направлены на развитие альтернативной энергетики.

На популярность авто с нулевым выбросом в немалой степени влияет и такой фактор, как стоимость углеводородов и электроэнергии. За последние годы цены на традиционные виды топлива в Украине неуклонно росли. Сохраняются высокими они и сейчас. Какими будут они в ближайшие годы в нашей стране, эксперты спрогнозировать не могут.

Как говорит Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, “долгосрочные прог­нозы сейчас никто не делает, спрогнозировать ситуацию можно максимум на месяц”.

Стоимость же подзарядки электромобиля, к примеру, седана Nissan Leaf, сейчас, по расчетам E-line, в пять раз ниже стоимости топлива для дизельного авто аналогичного класса Octavia 1,8 TSI при равном пробеге (цена электричества в расчетах принималась максимальной по действующим тарифам — 1,407 грн. за 1 кВт).

Сейчас в Украине электромобиль — модная игрушка, но через пять лет авто на электротяге могут стать надежным средством передвижения и экономии денег на жидком топливе.

“За последние четыре года объем реализации электро-мобилей в мире увеличился в 10 раз”, — говорит вице-президент сети “ОККО” Александр Гегедиш


Последние новости: