Уголок потребителя

Уголок потребителя
570
Начало строительного сезона на украинском рынке ознаменовалось взлетом котировок на металлопрокат. И причина не в активизации потребительского спроса на металл — он сейчас небывало низок. Сказываются резкое колебание курса валют и некоторый “перегрев” прайсовых цен трейдеров. Для увеличения объемов реализации поставщики металла применяют разные приемы.

 Например, вследствие перебоев в поставках, обусловленных остановками меткомбинатов, делают запасы, проводят внутреннюю реорганизацию и пересматривают стратегии сбыта. По просьбе БИЗНЕСа некоторые игроки согласились поделиться секретами зарабатывания денег (см. “Блиц-интервью” на стр.25, 26).

В условиях спада экономики металлотрейдеры не ожидают чудес от строительной отрасли. По словам Дмитрия Липпы, генерального директора компании “Метинвест-СМЦ”, небольшой всплеск спроса на жилую недвижимость наблюдался в конце 2014 г. и был обусловлен стремлением инвесторов потратить ослабевающую гривню.

Затем их активность сошла на нет, многие застройщики начали “замораживать” проекты, оставляя либо наиболее ликвидные, либо высокой степени готовности. “Новых строительных объектов почти нет, — отмечает г-н Липпа. — Для нас индикатором всегда служит спрос на арматуру большого диаметра, которая применяется для закладки фундамента.

Сейчас он практически отсутствует”. В то же время некоторые трейдеры небезосновательно делают ставку на столичных застройщиков (см. “Конкретная история” на стр.26), поскольку именно в Киеве жилье таки продолжают строить и вводить в эксплуатацию.
Металлотрейдеры также надеются на возобновление инфраструктурных проектов.

“Дополнительную подпитку спросу может обеспечить строительство концессионных дорог, — считает Младен Пейкович, генеральный директор Украинской горно-металлургической компании (“УГМК”). — Однако до конца текущего года этот фактор не получит должного отражения в статистике потребления металла”. В “УГМК” предполагают, что в 2015 г. потребление металлопроката строительного сортамента сократится на 12% по сравнению с 2014 г.

Схожие прогнозы и у аналитиков. “В I квартале 2015 г., по сравнению с I кварталом 2014 г., ожидается падение рынка не менее чем на 20%, — говорит Павел Перконос, начальник аналитического отдела ГП “Укрпромвнешэкспертиза”. — Что же касается 2015 г. в целом, прогнозируем умеренные темпы падения рынка, примерно на 10%, при условии стабилизации ситуации в Донбассе и курса валют”. А вот в “Метинвесте” настроены на 20%-ное снижение спроса на сталь только со стороны строительной отрасли.

Как отмечают аналитики, ввиду резкого падения курса национальной валюты в феврале-марте 2015 г. гривневые котировки на металл на вторичном рынке выросли практически вдвое. “К началу апреля стоимость арматуры варьировалась в диапазоне 11,5-14,0 тыс.грн. за 1 т без учета НДС, — рассказывает г-н Перконос.

— Однако сделки заключались по 11,5 тыс.грн. за 1 т без учета НДС”. Впрочем, и эти цены, по его мнению, существенно завышены по сравнению с экспортными котировками. Мартовская разница между внутренней ценой в долларовом эквиваленте и экспортной ценой в портах Украины превышает $150 на 1 т.

“Это связано с тем, что трейдеры закладывали в свои прайсы более значительные колебания курса валют”, — говорит г-н Перконос и отмечает, что “нормальная” разница составляет $50-70 на 1 т. Способствовал росту цен также ажиотажный спрос трейдеров, которые пытались запастись металлом впрок, а также фактически монопольное положение одного производителя сортового проката (ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог”) ввиду остановки Енакиевского и Макеевского металлургических заводов.

По прогнозам аналитиков, внутренние цены в ближайшее время должны снизиться. “При стабильном курсе гривни стоимость арматуры на вторичном рынке уменьшится до 10,0-10,5 тыс.грн. за 1 т без учета НДС”, — считает г-н Перконос.

Этому поспособствуют низкая платежеспособность потребителей, а также вероятность поступления в Украину более дешевого импорта, например арматуры из Белоруссии. Свою лепту внесет возобновление в конце марта производства на Енакиевском и Макеевском метзаводах. Впрочем, из-за разрушенной инфраструктуры у обоих предприятий проблемы с логистикой.

Когда верстался номер
“Метинвест” ­­— о дефолте
8 апреля было обнародовано сообщение группы компаний “Метинвест” о дефолте по оплате кредита на $113 млн. В марте группа попыталась получить дополнительное согласие кредиторов по предэкспортному финансированию на частичную отсрочку мартовских и апрельских платежей по основным суммам кредитов.

 “Это согласие было получено от большинства кредиторов, но не от необходимых 100% кредиторов по предэкспортному финансированию. Как результат, произошел дефолт по оплате на $113 млн.

Группа направит свои усилия на поиск комплексного решения в отношении реструктуризации данных выплат”, — говорится в сообщении. Параллельно группа начинает три проекта по получению согласия от держателей своих облигаций со сроками погашения в 2015 г., 2017 г. и 2018 г.

Конкретная история
Компания “Металл Холдинг Трейд” реализует продукцию с семи металлобаз в Киевской, Днепропетровской, Харьковской, Одесской и Львовской областях. В 2014 г. холдинг консолидировал большой склад нержавеющей металлопродукции в Киеве, оснастив его новым оборудованием.

“Мы предоставляем услугу финишной обработки труб из нержавеющей стали, а также обработку нержавеющих листов с помощью полиэтиленовой защитной пленки”, — рассказывает Сергей Круть, директор “Металл Холдинг Трейд”. Он также отмечает, что компания предоставляет полный спектр услуг по продаже и доставке проката.

В сбыте компания сосредоточилась на рознице и мелком опте. “Мы делаем ставку на строителей и ожидаем, что в Киеве падение спроса на сталь окажется не таким значительным, как в регионах”, — надеется г-н Круть.

Кроме того, “Металл Холдинг Трейд” и ПриватБанк в конце 2014 г. начали совместный проект по финансовому обеспечению договоров купли-продажи на рынке металлопроката. Его суть заключается в том, что банк будет гарантировать оплату со стороны клиентов, предпочитающих приобретать у трейдера продукцию с отсрочкой платежа.

Блиц-интервью
“Проведя реорганизацию сбытовых каналов, мы внедрили принцип “единого окна”,
отмечает Дмитрий Липпа, генеральный директор “Метинвест-СМЦ”

— Каковы планы компании на 2015 г.?

— В 2014 г. мы развивали работу с розничными потребителями и продолжим это делать в текущем году. В январе мы уже запустили площадку на складе нашего партнера — днепропетровского завода “Ком­инмет”, которая будет выполнять функции буферного склада трубной продукции и потенциально — розничной металлобазы.

В Днепропетровске уже функционируют торговый филиал и два склада компании. Новая же площадка более удобна с точки зрения логистики, имеет лучшие условия для хранения продукции, на ней можно организовать участок розничной торговли.

— За счет чего снижаете расходы?

— Основная задача сети дистрибуции — не меньше тратить, а больше зарабатывать. Тем не менее мы стремимся к оптимизации затрат и оборотного капитала, и в первую очередь к рациональному использованию ресурсов и сокращению некритичных затрат.
Мы не планируем сокращать количество металлобаз.

— Оправдала ли себя стратегия приближения к розничным потребителям?

— Мы считаем эту стратегию выигрышной, особенно если учесть значительные изменения на рынке. В условиях общего сокращения реализации средний чек существенно уменьшился, хотя количество клиентов осталось стабильным. То есть потребители покупают существенно меньше, а это значит, что ужесточаются требования к работе поставщика с розницей.

В оптовом же сегменте наметилась тенденция к переориентации большой части клиентов на работу со склада. Основные причины — падение спроса и оптимизация оборотных средств. Мы реагируем на эти изменения и ожидаем, что в 2015 г. тенденция сохранится. Это стало одним из факторов, повлиявших на принятие решения об объединении наших каналов сбыта.

— О чем речь?

— В начале 2015 г. произошло объединение “Метинвест-Украина” (опт) и “Метинвест-СМЦ” (розница). Формирование единого канала сбыта в Украине нацелено на повышение эффективности работы. Мы улучшили управление, ликвидировали дублирование бизнес-процессов внутри группы, внедрили принцип “единого окна” для клиентов, что позволяет предложить покупателям более удобный и оперативный сервис.

Блиц-интервью
“На первом месте — оптимальная складская логистика”, —
уверен Младен Пейкович, генеральный директор АО “Украинская горно-металлургическая компания”

— Какие решения принимает компания для увеличения количества клиентов?

— Наиболее действенным инструментом для привлечения и удержания клиентов было и остается использование сети транзитных (перевалочных) складов для комплектации сборных заказов. Он позволяет экономить время покупателя и снижает затраты компании на размещение полного ассортимента металлопроката на каждой торговой площадке.

— Что позволяет снижать расходы в дистрибуции?

— На первое место в борьбе за повышение доходов компании выходит оптимальная складская логистика.

— В 2015 г. планируете открывать металлобазы?

— Мы не прекращаем работу по оптимизации сбытовой сети и в ближайшее время планируем расширяться. Например, в Днепропетровской, Киевской, Запорожской и Харьковской областях, где супермаркеты металла “УГМК” уже представлены, потребление металлопродукции позволяет планировать открытие дополнительных собственных площадок.

В Тернопольской и Закарпатской областях, где мы еще не представлены — как рассматриваем возможности открытия собственных площадок, так и ищем официальных представителей.



Последние новости: