Ukraine for sale

Ukraine  for sale
292
На прошлой неделе Верховная Рада повторно включила в повестку дня правительственный законопроект №1567 “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации…”. Документом предлагается существенно сократить список предприятий, не подлежащих приватизации. Напомним: согласно Закону №847 от 07.07.99 г. “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации”, в Украине их 1554.

Как пояснил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, правительство инициирует продажу государственных пакетов акций 342 объектов госсобственности. В ожидании вердикта парламента Кабмин уже разработал проект постановления “Об утверждении списка государственного имущества, которое подлежит приватизации в 2015 г.”, копией которого
располагает БИЗНЕС.

В указанный список вошли предприятия почти всех отраслей экономики. Среди них, например, есть такие известные компании, как “Укрторф”, все 13 морских торговых портов материковой части Украины, “Украинское дунайское пароходство”, “Центрэнерго”, “Сумыхимпром” и др. По масштабности нынешняя инициатива Кабмина, пожалуй, сходна лишь с глобальной приватизацией
начала 1990-х годов.

Опасения
Как отмечают эксперты, окончательные выводы относительно того, насколько успешной будет инициатива правительства, делать пока рано. Все зависит от приватизационных условий, которые Кабмин и Фонд госимущества установят для этих объектов. Но уже понятно, что в условиях войны и девальвации национальной валюты за предприятия вряд ли удастся выручить “докризисную цену”.

Скажем, по предварительным расчетам Юрия Корольчука, члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий, от приватизации энергетических объектов из правительственного списка сейчас можно выручить суммарно лишь около 5 млрд грн. По мнению г-на Корольчука, не последнюю роль в спешности “доприватизации” сыграло давление МВФ, европейских и американских консультантов.

Опрошенные БИЗНЕСом специалисты считают, что найти сейчас покупателей на госимущество будет непросто, даже если предлагать его с “дисконтом”.

Преимущества
К вопросу приватизации нельзя подходить лишь с точки зрения получения прямых доходов в госбюджет. “Сейчас вопрос заключается не в том, сколько выручить, а в том, сколько сэкономить бюджетных денежных средств, скажем, после приватизации угольных активов.

Исторически государственные шахты в Украине были и остаются дотационными, и правительство выделяло до 15 млрд грн. в год на их содержание”, — подтверждает Андрей Фаворов, директор компании “Энергетические ресурсы Украины”. Помимо этого субсидируемые государством шахты забирают рынки сбыта у экономически конкурентоспособных шахт, не дают им развиваться и наращивать добычу.

Поэтому, по мнению г-на Фаворова, отрасли необходимы прозрачная приватизация угольных активов и отказ от развития убыточных, не подлежащих восстановлению объектов. Тарас Козак, президент инвестиционной группы “Универ”, тоже призывает кроме ограниченного количества государственных предприятий все остальное продавать немедленно.

Ибо, по его мнению, аргументы для отказа от приватизации можно найти всегда. Между тем, напоминает г-н Козак, только в 2015 г. на различные дотации госпредприятиям в бюджете заложено около 60 млрд грн.

Кроме того, отмечает Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий, исключение предприятий из списка не подлежащих приватизации еще не означает их немедленную продажу. В частности, в портовой отрасли, скорее всего, одновременно будут идти два процесса — нынешняя передача отдельных объектов в концессию и собственно приватизация портов как целостных имущественных комплексов.

Сейчас Мининфраструктуры и Администрация морских торговых портов Украины изучают перспективы этих “сценариев” для каждого морского торгового порта отдельно. По крайней мере, по информации г-на Вовка, в этих госструктурах твердо настроены защитить интересы внутренних инвесторов, уже вложивших значительные средства в развитие портовой инфраструктуры.

Но, как настойчиво подчеркивает Тарас Козак, успех приватиза­ционных планов напрямую зависит от двух обязательных условий. Во-первых, приватизации должна предшествовать существенная дерегуляция. Во-вторых, должны быть обеспечены равные условия доступа к приватизационным аукционам для всех предпринимателей. Доступ может быть ограничен лишь для субъектов страны-агрессора.

Процедура
В конце марта в ВР был зарегистрирован правительственный законопроект №2464 о механизме приватизации. Согласно действующему законодательству, приватизации объектов группы Г (крупные предприятия и объекты, имеющие стратегическое значение или доминирующие в отрасли) предваряет этап листинга — размещение на продажу пакетов акций в 5-10% для определения биржевой стоимости предприятия и предотвращения дальнейшей продажи по заниженной цене.

Правительство законопроектом №2464 предлагает максимально ускорить приватизацию и полностью отказаться от этого этапа (грубо говоря, открыть возможность продажи предприятий по любой цене). Опрошенные журналистами представители бизнеса поддерживают предложение Кабмина.



Последние новости: