Ключевое условие

Ключевое условие
380

Решение проблемы с офшорами лежит в политической плоскости

Сергей Коваль,
руководитель Аналитического центра ВОО “Європейський шлях”

Все страны в той или иной степени сталкиваются с необходимостью решения офшорной проб­лемы в связи с возникновением глобальных рынков капитала. В самом деле, выходит так, что созданная гражданами того или иного государства прибыль не служит его интересам, а выводится в другие страны, которые предоставляют налоговые льготы.

Условно говоря, население одних стран является реципиентом благополучия граждан других стран. Существует версия, что офшоры были предложены развитыми странами в послевоенный период в качестве некоего механизма контроля за мировыми финансовыми потоками, которые могут формироваться государствами с неустойчивыми политическими и экономическими системами.

С тех пор много воды утекло, но офшорная система оказалась живучей. Тем не менее она находится под контролем G7 и G20.

В Украине же, начиная с 1990-х годов, борьба с оттоком капитала, по сути, свелась к “узакониванию коррупции” под видом развития регионов, создания свободных экономических зон, привлечения инвестиций и т.п.

На самом деле преследуется цель минимизации или полного уклонения от уплаты налога на прибыль.

Иначе и быть не могло, поскольку и тогда, и сейчас власть в руках представителей крупного капитала, которые не очень охотно делятся с государством прибылью, полученной в результате приватизации крупнейших государственных предприятий.

В развитых странах подход к решению “офшорной” проблемы иной. Его суть сводится к тому, что одна из основ классической рыночной экономики — свобода перемещения капиталов — остается незыблемой, при том что уклонение от уплаты налогов на прибыль является преступлением и карается невзирая на лица.

Правительства не позволяют выводить из своих стран капитал, полученный в результате труда своих же граждан, без обложения его налогами в соответствии с законами своих государств. За нарушения предусмотрены серьезные санкции.

Например, в Германии, наиболее экономически развитой стране ЕС, в соответствии с §370 Налогового кодекса при отсутствии состава административного правонарушения умышленное уклонение от уплаты налогов является уголовным преступлением, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (в особо серьезных случаях — до 10 лет) или применения штрафных санкций.

 Тем не менее и в этой стране периодически возникают публичные скандалы (последний — в 2013 г.), связанные с выводом немецкими мультимиллионерами своих капиталов в “налоговые оазисы”.

Поэтому законодатели Германии предлагают новые меры для противодействия незаконному оттоку капиталов, например, автоматическое отчисление налога на прибыль в ту страну, где получена эта прибыль.

А вот для Украины основой для деофшоризации служат BEPS (см. стр.12-15) — рекомендации ОЭСР, разработку которых Организация завершила в прошлом году. Согласно BEPS, правительствам рекомендуется реализовывать 15 основных мер, к которым относятся разработка эффективных правил контроля за иностранными компаниями, недопущение искусственного изменения статуса постоянного представительства фирмы, выравнивание трансфертного ценообразования, противодействие налоговой практике, наносящей вред и убыток, обязательность раскрытия финансовой информации и др.

Именно BEPS, видимо, лягут в основу законопроектов, разрабатываемых созданной в соответствии с Указом Президента №180 рабочей группой, и уже содержатся в более “жестких” законопроектах №4380 и №4381.

Дело за “малым” — способностью нынешних политиков и депутатов, некоторые из которых владеют или связаны с офшорным бизнесом, что называется, сломать себя.

В своих публичных сообщениях ОЭСР подчеркивает, что после Майдана власть в Украине приступила к широкомасштабным реформам и достигла определенных успехов. Но все же, чтобы Украина стала привлекательной для инвесторов, требуются дополнительные усилия именно в области политики.

Последние новости: