Мнимый цугцванг

Мнимый цугцванг
503

Судьба Госбюджета-2016.

До Нового года осталось десять дней, но складывается впечатление, что законодательные и исполнительные ветви власти уже крепко заложили за воротник и теперь пребывают
в таком состоянии, когда необходимо поддать еще, чтобы унять дрожь в коленях и рассеять туман в голове.

Иначе не объяснить противоречащие друг другу заявления относительно судьбы Госбюджета-2016. На прошлой неделе было объявлено, что Верховная Рада таки собирается на внеочередное пленарное заседание, чтобы рассмотреть проект Бюджета и слегка переиначенный минфиновский проект налоговой реформы как основу главного “бухгалтерского” документа страны.

Но непосредственно 17 декабря выяснилось, что это было лишь road-show, т.е. предварительное ознакомление народных депутатов и, соответственно, обмен мнениями между ними относительно подходов к формированию Бюджета на новой базе. Сама же налоговая революция откладывается на следующий год.

Дальше обнаружилась путаница в показаниях. Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман отметил, что министры и депутаты достигли договоренности относительно внесения корректив в действующий Налоговый кодекс (НК), чтобы сбалансировать Бюджет на следующий год.

Тем временем будет продолжена работа над новым НК, который “должен быть совместным продуктом правительства и парламента”. Для чего создана рабочая группа из депутатов и министров при участии премьер-министра для достижения компромисса.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, в свою очередь, подтвердил, что Кабмин предлагает с 1 января 2016 г. таки ввести новые ставки налогов путем изменения действующего НК. А после этого — принять новый Кодекс в первом чтении и доработать его вместе с депутатами.

 “Мы не будем вводить его в действие ни с 1 января, ни с 1 февраля”, — сказал премьер и отметил, что новый Налоговый кодекс может быть введен в действие в течение 2016 г. только после широкого публичного обсуждения и после того, как предлагаемые изменения будут восприняты украинским бизнесом.Юрий Луценко, лидер фракции Блока Петра Порошенко, высказался иначе: проект Госбюджета-2016 будет формироваться на базе старого НК.

 “Правительство согласилось с нашим предложением — текущий Бюджет сформировать на базе действующего Налогового кодекса”, — подчеркнул г-н Луценко.

Украинские предприниматели не имеют ответов, по крайней мере, на два вопроса: означает ли все вышесказанное, что с 1 января все будет “по 20”, но при этом на старой налоговой базе, а в будущем году им чаще придется учить уму-разуму депутатов на площади перед зданием парламента? и с чего это вдруг позиция “твердолобых” — сторонников продвижения отверг­нутого профильным Комитетом ВР и бизнес-сообществом “налогового” законопроекта — стала абсолютно противоположной?

 Возможно, к слугам государевым пришло понимание, что необходимо действительно проводить реформы, а не следовать указаниям одного лишь МВФ. Возможно, их испугало, что сам Гарант Конституции не смог публично призвать к порядку двух разбушевавшихся реформаторов, и народные депутаты представили себя на их месте…

Но в данном случае важна не подоплека, а результат. А он пока получился, так сказать, “ни нашим, ни вашим”, поскольку налоговая эпопея плавно перетекает в следующий год со всеми сопутствующими последствиями в виде скандалов, протестных акций и т.п.

Во всем этом, правда, есть один положительный аспект. Китайские астрологи прогнозируют, что 2016 г. — год Огненной Обезьяны — будет запоминающимся благодаря масштабным положительным изменениям.

Обезьяна — животное умное и сообразительное, она не любит сидеть на месте, активна, энергична и символизирует гибкость. Кроме того, обезьяна всегда стремится исследовать что-то новое и весьма быстро обучается. Ау, народные депутаты, с наступающим!

Было сказано
“Уважаемая госпожа министр (Наталия Яресько. — Ред.) говорит, что проект налоговой реформы (Минфина. — Ред.) поддерживается и Администрацией Президента, и Кабмином, и Национальным советом реформ. Я хочу сказать, что тогда эти органы не понимают, что такое настоящие экономические реформы.

Это не затягивание поясов, не повышение тарифов и ликвидация упрощенной системы налогообложения, а демонополизация экономики, поддержка малого предпринимательства, внедрение инвестиционных стимулов, чтобы капитал не бежал из Украины, а пришел в Украину”.

Виктор Галасюк, председатель Комитета ВР
по вопросам промышленной политики и предпринимательства

(из выступления на внеочередном пленарном заседании ВР 17.12.15 г.)


Последние новости: