Не по духу, а по букве

Не по духу, а по букве
490

В уходящем году вступили в силу немало полезных для украинского бизнеса законов. Важно добиваться их исполнения

В перерывах между словесными перепалками и применением физической силы народные избранники умудрились принять ряд законов, оказывающих положительное влияние на бизнес-среду. Уместно напомнить о наиболее полезных из них не только предпринимателям, но и чиновникам. Ибо в Украине заведено не исполнять уже принятые решения.

Общеполезные
Летом 2015 г. законодатели основательно сократили перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, и ввели еще много всяких полезностей для облегчения жизни предпринимателям.

Однако с имплементацией нового Закона о лицензировании дела обстоят из рук вон плохо: более половины министерств и ведомств до сих пор не утвердили постановлениями Кабмина лицензионные условия (что, впрочем, можно пояснить и вялотекущим реформированием органов исполнительной власти).

Но нет худа без добра: согласно позиции Государственной регуляторной службы (ГРС), органы лицензирования ввиду отсутствия утвержденных лицензионных условий не вправе проверять лицензиатов. Соответственно, субъекты хоздеятельности, для которых не утверждены новые правила игры, могут работать по старым лицензиям.

Более мощный удар парламентарии нанесли чиновникам, которые использовали органы прокуратуры для давления на бизнес. В конце апреля ВР лишила прокуратуру увесистой дубины в виде права общего надзора за соблюдением и применением законов.

 Пользуясь этим правом, ее сотрудники по заявлениям физических или юридических лиц либо по собственной инициативе беспрепятственно и по предъявлении только удостоверения заходили на любое предприятие и истребовали практически любые документы. Теперь этот надзор прокуратура осуществляет исключительно в форме представительства в суде.

Правда, отмена нормы обернулась увеличением количества уголовных производств в отношении предпринимателей, обысков и изъятий имущества компаний. Впрочем, предприниматели научились через суды изъятое возвращать, что может свидетельствовать о заказных изъятиях.

Отраслевые
Законодатели наконец-то заметили, что в Украине бурно развивается рынок электронной коммерции и урегулировали правила игры на нем, а также положили конец монополии НАК “Нафтогаз України”. Закон “О рынке природного газа”, принятый в рамках имплементации Третьего энергетического пакета, закрепил экономически обоснованные принципы регулирования газового рынка по европейской модели, которая предусматривает свободное ценообразование, равный доступ к нему предприятий всех форм собственности, разделение функций добычи, импорта, транспортировки и распределения (продажи) ресурса, независимость государственного регулятора и т.д.

Как заявил на прошлой неделе пресс-секретарь ПАО “Укртрансгаз” Максим Белявский, в этом году доля частных компаний в импорте газа составила 52%, в то время как в конце прошлого года — лишь 2%. Соответственно, НАК обеспечила 48% импорта газа, и ее доля в дальнейшем будет сокращаться.

 Как подтвердил БИЗНЕСу директор компании “Энергетические ресурсы Украины” Андрей Фаворов, процедура получения доступа к возможности импорта газа и продаже его на украинском рынке стала понятной и прозрачной.

Распоряжением Кабмина №1307-р от 09.12.15 г. “Нафтогаз України” определена “поставщиком последней надежды”, т.е. компанией, которая не имеет права отказать в продаже природного газа потребителю (сроком на 60 дней) в случае ликвидации или банкротства их действующего поставщика.

Иными словами, НАК как крупнейшая государственная компания теперь будет выполнять естественную для нее функцию государственного “стабилизатора” рынка, обеспечивающего бесперебойную работу промпредприятий и ЖКХ.

Резюме
Большинство полезных законов, вступивших в силу в 2015 г., ВР приняла в целях адаптации к законодательству ЕС или же в результате давления бизнес-сообщества, Кабмина или Президента. Хотелось бы, чтобы народные депутаты чаще и с пользой “включали” и собственные мозги. Особенно в отношении будущего упрощенной системы налогообложения.

О правилах игры
Юрий Бауман,
адвокат, партнер адвокатского объединения “Бауман Кондратюк”:

— По разным оценкам, объем украинского рынка электронной коммерции, который начал развиваться еще в 2007 г., в этом году может составить не менее $3 млрд. Со вступлением в силу Закона “О электронной коммерции” он наконец-то получил законодательные правила игры.

 Согласно Закону, первичные документы учета могут создаваться в электронной и бумажной формах, договор между продавцом и покупателем действителен в случае заключения его в интернете. Документом также определены правовые статусы продавца и покупателя, а также установлены требования к информации, которая должна размещаться на сайтах.

В контексте запланированной налоговой реформы инициатива Минфина об обязательном применении плательщиками единого налога регистраторов расчетных операций может сильно ударить по рынку е-коммерции, поскольку большинство операций на нем проводят именно физические лица — предприниматели.

О новом подходе
Ксения Ляпина,
председатель Государственной регуляторной службы Украины:

— Хочу отметить, что новый Закон о лицензировании помимо сокращения административных процедур, в частности, за счет отказа от обязательного оформления лицензии в качестве документа на бумажном носителе, значительно расширяет полномочия Экспертно-апелляционного совета при ГРС.

Теперь Совет правомочен рассматривать обращения органов лицензирования либо самой ГРС относительно проведения внеплановых проверок соблюдения лицензиатами требований лицензионных условий.

Такие проверки могут проводиться только на основании разрешения Совета, 50% членов которого составляют представители общественных организаций, объединений субъектов хозяйствования и ученых.

Подчеркну также, что в случае возникновения коллизий в связи с лицензированием правовые нормы этого Закона должны применяться исключительно в интересах субъектов хозяйствования.


Последние новости: