Перестарались

Перестарались
300

Задачи Кабмина по поддержке бизнеса имеют мало общего с реалиями, а потому трудновыполнимы

На прошлой неделе Кабмин обнародовал План действий на 2016 г. Любопытно, что документ был утвержден на заседании правительства еще 11 февраля — до отчета в парламенте.

Задержку с публикацией можно пояснить тем, что накануне замены премьер-министра и некоторых министров Кабмин выложил козырь: мол, смотрите, у нас планов громадье.

Да и сам премьер-министр Арсений Яценюк, комментируя План, неоднократно подчеркивал, что речь идет о базовых принципах и задачах на текущий год, причем это “очень конкретные и предметные решения”, коих набралось аж 379.

Судя по всему, премьер серьезно напряг минис­терства и ведомства относительно планов работы в этом году, и они поступили в соответствии с советской бюрократической традицией: “чем больше напишем, тем меньше будут читать”.

В результате не все планируемые решения оказались конкретными. Ну скажите, кого и к чему может обязывать задача до 31 декабря информировать население о реформах, проводимых Кабмином, индикатором выполнения которой является организация шести информационных кампаний?

Почему их именно шесть и каково их содержание? Если исходить из элементарного подсчета, то по одной кампании Кабмин должен проводить раз в два месяца. Тогда где же первая из них?

Та еще поддержка
Отрадно, что Кабмин не забыл о предпринимателях. Созданию благоприятных условий для бизнеса в Плане отведена отдельная и самая обширная, исходя из постановки задач, глава. Замечательно, что министерства и ведомства не забыли, например, об оселках налоговой реформы, на которых Кабмин сточил зубы в прошлом году.

В первую очередь о демилитаризации ГФС — создании Службы финансовых расследований вместо скомпрометировавшей себя налоговой милиции, а также о совершенствовании электронных сервисов и всего прочего. Но при этом внедрение этих полезных новшеств привязано к принятию соответствующих законов.

Дескать, сначала должны шевелиться народные депутаты, а потом минис­терства и ведомства. Но позвольте, Кабмин ведь в конце года обещал, что в первом квартале таки представит проект налоговой реформы, а совсем не набор подзаконных актов под решения Верховной Рады.

В результате из Плана выпали и необходимые задачи в сфере администрирования налогов, которые предполагали введение персональной ответственности фискальных чиновников за неправомерные действия и (или) бездействие и материальной ответственности государства за нанесение вреда налогоплательщикам.

Не предусмотрено в плане и внедрение всеобщего автоматического возмещения НДС, что является единственно верным в условиях действия системы электронного администрирования. Взамен появились “базовые” задачи, выполнение которых немало озадачило бы предпринимателей.

Ну, например, создание одноуровневой системы административного обжалования налогоплательщиками решений контролирующих органов. Как показывает практика, проблема заключается вовсе не в том, сколько инстанций нужно пройти, а в самой процедуре обжалования, которая, за исключением редких случаев, не предполагает объективного и гласного рассмотрения жалобы.

Вместо итога
Безусловно, в Плане есть полезные вещи, как то: оптимизация государственного регулирования бизнеса по принципу “one in — two out”, когда, условно говоря, оно будет распространяться на одну гривню из трех, затрачиваемых предпринимателями (странно только, что этот механизм собираются запустить в конце года, ведь чиновники обязаны применять соответствующую методику расчета административных затрат бизнеса с 15 марта), получение не менее 70% разрешений в электронном виде и т.п.

Но и они теряются среди других задач, которые имеют мало общего с реалиями экономической жизни.

“Задачи Плана больше соответствуют функциям органов исполнительной власти и направлены на усовершенствование непосредственно министерств и ведомств, — отмечает общественный эксперт Сергей Коваль. — В то же время правительства европейских стран определяют свои задачи в контексте развития общества, а не самоусовершенствования”.

Последние новости: