С этим жить

С этим жить
464

Впопыхах принятый Верховной Радой Бюджет—2016 предсказуемо оказался хуже прошлогоднего, поскольку основан на нереальных показателях

Прогноз макропоказателей, на которых базируется Бюджет-2016, был утвержден еще в начале августа прошлого года.

И он, безусловно, не имеет никакого отношения к действительности: этот документ с “правильными” цифрами принимался исключительно для получения очередного транша Международного валютного фонда.

Тот факт, что изменения в него не были внесены в декабре, свидетельствует об утверждении этих показателей в первую очередь для МВФ, что, в свою очередь, предоставляет обширные возможности для “ручного” управления финансовыми потоками.

Как говорится, дежавю — и макропоказатели Бюджета-2015 почти по всем позициям отличаются от фактических в разы (как и прогнозировал БИЗНЕС в начале прошлого года. — Ред.).

Скажем, падение реального ВВП оказалось в 2-5 раз большим (в зависимости от сценария прогноза), инфляция и индекс цен производителей — в 2,5 раза выше, падение экспорта — в 3-6 раз больше и т.д. Но никакой ответственности Кабмин за это не понес.

В нынешнем прогнозе присутствуют вопиющие факты его подтасовки. Например, уже известно, что экспорт товаров и услуг по итогам года составил менее $47 млрд.

Если опираться на этот факт, то при прогнозном росте экспорта в 2016 г. на 3,8-7,1% этот показатель должен составить $48,3-50,1 млрд, а в прогнозе указано — $52,2-53,9 млрд. Непонятно, чем объясняется столь безудержный оптимизм.

В этом году именно Украина открывает свой рынок и в рамках Соглашения об ассоциации, и в связи с отменой импортного сбора. Новые ответные преференции не предусмотрены, так что гораздо вероятнее ожидать дальнейшего падения экспорта и приос­тановки сокращения импорта.

Эти же два вопроса (по поводу математического расчета показателя и экономических обос­нований такого расчета) можно задать и относительно большинства других показателей: ВВП, ценовых индексов, прибыли предприятий и т.д. Все они нереальны, причем в очень значительной степени.

Изложенное выше подтверждается и сохранением людоед­ской фискальной политики, по сути, направленной на унич­тожение экономики — прежде всего секторов с высокой добавленной стоимостью (см. стр.6-9).

Да и запланированный рост доходов Сводного бюджета более чем на 20% при ценовых индексах в 12-14% и прогнозе роста ВВП на 2% тоже наглядно демонстрирует, что фискальное давление на бизнес снижаться точно не будет.

Финансовая децентрализация также остается мифом: запланированная доля собственных доходов местных бюджетов в Сводном бюджете является рекордно низкой. Ниже только фактическая их доля по итогам 11 месяцев текущего года.

Общий анализ расходной части Бюджета-2016 свидетельствует, что реальный их рост предусмотрен исключительно для содержания самой государственной надстройки, т.е. чиновников и силовиков.

Кроме крупнейших статей расходов показательно повышение расходов на содержание Аппарата ВР, “ДУСи” и Секретариата Кабмина — соответственно на 34,4%, 20,2% и 20,3%.

Иными словами, украинское государство как общественная надстройка окончательно превратилось в паразита, живущего за счет украинского бизнеса и граждан, но при этом никак не заботящегося о тех, на ком паразитирует.

Ведомства, отвечающие за отрасли экономики (в частности, Мин­агрополитики, Минэнергоугля, Минрегион и др.), по сути, получили деньги на свое собственное содержание. Расходы на экономику не предусмотрены.

Что же касается важнейших общегосударственных расходов (образование, здравоохранение), то они сокращаются даже в номинальном выражении.

Крупнейшие расходы предусмотрены на субвенцию Пенсионному фонду — в связи со снижением ставки ЕСВ. Второе же место традиционно занимает статья “Обслуживание госдолга” — несмотря на объявленную “победу”: списание части госдолга и мораторий на обслуживание российского долга.

Продолжая эту тему, стоит отметить, что и в будущем году запланирован весьма существенный рост долга страны. Хотя и нынешний его размер (80% ВВП) значительно превосходит возможности экономики по его обслуживанию.

Как следствие, Бюджет-2016 при отвратительном налоговом администрировании и находящейся в глубоком кризисе экономике оказался хуже даже Бюджета-2015, в котором, кстати, не менее 40% доходов имели инфляционно-эмиссионное происхождение.

Последние новости: