Щито- крыто

Щито- крыто
696

Предприниматели Сум вот уже два года доказывают властям, что навести порядок на рынке наружной рекламы без их участия невозможно

Сумские предприниматели и городские власти уже почти два года конфликтуют по поводу размещения наружной рекламы в областном центре.

Причина проста: чиновники не хотят слышать замечания и предложения рекламистов и даже исполнять решения судов. Словом, сложилась типичная для многих городов Украины ситуация, когда местные “царьки” делают все, что им заблагорассудится, а мнение бизнес-сообщества им до лампочки. А потому единственный способ разрешить конфликт в пользу предпринимателей — додавить власть.

Что за решение
17 декабря 2013 г. горисполком Сум решением №650 утвердил новую редакцию Правил размещения наружной рекламы в городе (далее — Правила), взбудоражившую предпринимателей. Под предлогом наведения порядка и защиты городской среды от переизбытка рекламоносителей горисполком существенно расширил историческую зону Сум, разрешив размещать там исключительно рекламные конструкции малого формата (площадью до 6 кв.м).

Кроме того, местные власти решили выдавать временные разрешения на размещение рекламоносителей сроком на два-шесть месяцев и проводить соответствующие согласования по собственному усмотрению, создав для этого не предусмотренный законодательством о рекламе орган — постоянную комиссию горсовета по вопросам размещения “наружки”.

По мнению Алексея Литвинова, эксперта ОО “Институт общественных экспертиз”, прямая зависимость предпринимателей от этой инстанции при получении таких разрешений несет в себе коррупционные риски.

К слову, устанавливая требования к конструкциям, разработчики не предложили прозрачный механизм зонирования территории города, который, если исходить из здравого смысла, должен предусматривать поэтапное и пропорциональное сокращение количества рекламоносителей. Примечательно, что Правила вступили в силу 1 января 2014 г., т.е. рекламистам даже не дали времени подготовиться к переменам.

В чем угроза
Сразу отметим, что предприниматели совсем не против сохранения исторического облика города и упорядочения местного рынка рекламы, но считают, что таким ответственным делом должны заниматься специалисты, а городские власти — учитывать специфику размещения рекламоносителей.

По словам Андрея Кривцова, председателя правления областной организации Национального союза архитекторов Украины, представленное в Правилах зонирование выполнено на низком профессиональном уровне и не дает четкого представления как о самих зонах, так и о критериях их формирования.

Исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Украины (АНРУ) Оксана Полищук считает, что рекламная плоскость малого формата в небольшом областном центре будет пользоваться слабым спросом у рекламодателей и, скорее всего, превратится в социальную нагрузку для операторов ввиду высокой себестоимости и существенных затрат на обслуживание. Такой тип носителя окупается только при наличии у оператора достаточной сети с парком большого формата.

Вследствие же непродуманного решения горисполкома операторы вынуждены будут демонтировать и вынести за пределы указанной в Правилах исторической зоны более 60 конструкций большого и среднего форматов без предоставления равноценной замены в других местах.

Рекламисты подсчитали, что демонтаж конструкций обойдется почти в 400 тыс.грн., а инвестиции в приобретение новых составят 5 млн грн. Уже в этом году для получения или продления разрешений предпринимателям необходимо будет отстегнуть около 350 тыс.грн. Потери же от упущенных контрактов подсчитать трудно. И это в условиях, когда рынок наружной рекламы переживает нелегкие времена!

Мало того, по подсчетам Богдана Мосунова, эксперта Коалиции малого и среднего бизнеса Сумской области, выполнение всех требований Правил обойдется государственному и местному бюджетам в 2 млн грн. Наиболее критичен для сумских рекламистов как раз 2016 г. — заканчивается 5-летний срок действия постоянных разрешений на треть конструкций большого и среднего форматов (а это 200 плоскостей), работать же с временными предпринимателям невыгодно.

Что предпринимали
Поначалу рекламисты надеялись найти понимание у чиновников, которые, нужно признать, согласились участвовать во встречах и “круглых столах”. Их было проведено великое множество.
Но результатов это не принесло, и в этом тоже особенность поведения нынешних местных властей, которые идут на контакт, но когда дело доходит до принятия решений, играют в молчанку.

Поэтому операторы решили искать правду в суде. Для этого они запросили экспертные заключения АНРУ, Государственной регуляторной службы, ОО “Институт общественных экспертиз”, Союза предпринимателей, арендаторов и собственников Сумской области, которые оказались в пользу предпринимателей.

На основании этих заключений сумское предприятие “Фабрика рекламы” подало иск в Заречный районный суд Сум с просьбой признать решение №650 неправомерным и отменить его. Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд признали таковыми лишь отдельные нормы Правил. Чиновники, по словам предпринимателей, эти решения проигнорировали.

Правда, не без давления предпринимателей в горсовете была создана рабочая группа, разработавшая новый проект Правил. Тем не менее исполком горсовета не спешит утверждать этот документ, ссылаясь на имеющиеся в нем изъяны и на то, что последнее слово остается за департаментом градостроительства.

Желая прояснить ситуацию, БИЗНЕС связался с Александром Лысенко, повторно избранным сумским городским головой, который заверил, что, после того как в течение недели будет определен и сформирован новый состав городского совета, деятельность рабочей группы возобновят и проект будет утвержден исполкомом.

Как полагает Кира Захарова, директор ЧП “Фабрика рекламы” и Ассоциации рекламистов Сумщины, судя по всему, в этом году решение №650 будет отменено. Непонятно только, почему факт его бесполезности пришлось доказывать целых два года.

Помощь рынка
Стоит заметить, что национальные операторы (“Прайм”, “РТМ” и “Бигмедиа”), работающие и на региональных рынках, на словах поддерживают сумских коллег, но считают, что решать конфликт должны местные общественники и операторы. С учетом того, что национальные операторы взяли курс на модернизацию рекламоносителей и сокращение парка конструкций, эта позиция, считает Сергей Смоляр, директор исследовательской компании Doors Consulting, вполне обоснованна.

В Сумах, кстати, возможно сокращение парка крупных рекламоносителей на 30-40%, что может привести к повышению спроса на конструкции малого формата и позволить увеличить стоимость рекламы. Господин Смоляр считает, что национальные операторы, имеющие опыт разрешения подобных конфликтов в других городах, могут оказать реальную помощь как властям, так и местным операторам в наведении порядка на рынке (см. “Как это делалось в Киеве”).

В свою очередь, исследовательские компании не против содействовать в процессе наиболее рационального сокращения плоскостей и их распределения по городу путем проведения соответствующих исследований.

Когда верстался номер
В Сумах состоялся “круглый стол” с участием депутатов горсовета нового созыва и руководства города. Собравшиеся единогласно приняли резолюцию, согласно которой решение исполкома №650 должно быть отменено до 31.12.15 г.

Как это делалось в Киеве
Конфликты между операторами и властями с силовыми сценариями периодически вспыхивали во многих городах Украины, включая и столицу. Впервые к обоюдному цивилизованному решению в Киеве удалось прийти накануне Евро-2012, когда Киевсовет утвердил Концепцию развития наружной рекламы в столице, которая предусматривает разделение города на пять форматных зон и поэтапное сокращение до 2016 г. количества рекламоносителей на 30% с уменьшением их общей площади на 40%.

Впервые сев за стол переговоров с властями, операторы согласились досрочно вынести с улиц, прилегающих к НСК “Олимпийский”, около 300 конструкций взамен на предоставление альтернативных мест. В дальнейшем опыт переговоров пригодился в ходе реконструкции некоторых проспектов, когда операторы и чиновники совместно определяли порядок сноса старых конструкций и установки модернизированных рекламоносителей пропорционально их первоначальному количеству.

В 2014 г. для приведения внешнего облика столицы к европейским стандартам департамент градостроительства и архитектуры КГГА разработал Положение о паспортизации проспектов, площадей, улиц, бульваров, а также совместно с операторами — классификатор рекламоносителей. В результате удалось полностью демонтировать носители в так называемой нулевой зоне, заменить на части исторических улиц крупные форматы унифицированными конструкциями.

Хотя навести полный порядок не получилось. Поэтому в этом году специалисты Главного управления по вопросам рекламы КГГА начали оклеивать рекламоносители недобросовестных операторов специальными стикерами и обнародовать список рекламодателей, пользующихся их услугами. Впервые было демонтировано около 3 тыс. незаконных рекламоносителей.

В сентябре этого года рекламный главк столицы обнародовал на своем сайте реестр легальных конструкций, аналогичную инициативу проявила и АНРУ. Показательно, что при этом бюджетные поступления от рекламы не сократились. В 2014 г. столичный бюджет получил около 130 млн грн., в этом году планируется поступление 135 млн грн., в 2016 г. — около 170 млн грн.

Кира Захарова,
директор ЧП “Фабрика рекламы” и Ассоциации рекламистов Сумщины:

“Действующие Правила размещения наружной рекламы в Сумах уничтожают региональный рынок”

Последние новости: