Свет и тени

Свет и тени
372

Правительство намерено вывести из тени реальные доходы большинства населения, но пока собственных усилий госсектора недостаточно, даже чтобы вывести на свет доходы бюджетников, госслужащих и менеджеров государственных предприятий

В январе 2015 г. Украина начала реформу правоохранительных органов. Первой новой структурой стала созданная вместо ГАИ Патрульная полиция, что предполагало открытие 9 тыс. вакансий полицейских во всех областных центрах.

В среднем на одно место патрульного претендовали 15 человек. Рекордное количество заявок на должность патрульного было подано в Черкассах. Там в первый же день регистрации заявления подали 1618 кандидатов на 200 мест.

Причем размер зарплаты полицейских низшего ранга составлял 7-8 тыс.грн. Вкупе с соцпакетом это было очень конкурентным предложением в регионах. Надежда Ланьо, директор рекрутинговой компании “Креатив” (г.Ужгород), отмечает:

 “Государство является самым активным игроком на рынке труда в регионах. Реформы в МВД и армии и объявление открытых конкурсов на вакантные должности на госслужбе значительно повлияли на формат самого рынка и на формирование вознаграждений и социальных пакетов в частном секторе”.

С 1 января текущего года государство существенно пересмотрело и размеры денежного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Украины, что обеспечило за два месяца приток в армию более 9 тыс. новых контрактников. Вознаграждение контрактников составляет
7-14 тыс.грн. в зависимости от должности и звания.

Между тем в “очередь” за новой зарплатой пока не попала основная масса бюджетников — госслужащие. По данным Национального агентства по вопросам государственной службы, в прошлом году количество лиц, уполномоченных выполнять функции государства, составляло 380,2 тыс. человек, из которых 295,7 тыс. человек — государственные служащие, а 84,5 тыс. человек — должностные лица органов местного самоуправления.

Это 2,1% экономически активного населения Украины. По данным Госстата, среднемесячная зарплата в Украине по такому виду экономической деятельности, как “Государственное управление и оборона”, — 4258 грн., что немного ниже, чем в среднем по стране (4362 грн.).

Реформирование государственной службы в текущем году станет самым большим “кадровым проектом” в Украине. 1 января 2016 г. вступил в силу Закон “О государственной службе”, который призван стать свое­образным “трудовым кодексом” в отношениях государства и его непосредственных наемных работников.

Документ не только разделяет политическую и административную деятельность чиновников, но и определяет для каждой группы лиц отдельные условия приема на работу на конкурсной основе.

 Но хотя с имплементацией нового Закона о госслужбе к концу года прогнозируется сокращение количества госслужащих до 220 тыс. человек, это позволит пересмотреть систему зарплат оставшимся.

Также должен измениться принцип начисления зарплаты госслужащим — с субъективнозависимого с внушительным премиальным фондом на ориентированный на оклад. Это позволит уменьшить влияние руководства на решения и работу персонала, а также обеспечить ожидаемую зарплату.

Это положительная новация. В то же время планируется существенно сократить перечень надбавок и премий, а их размер ограничить 30% фонда должностного оклада за год. Документ предусматривает, что оплата труда в зависимости от должности и ранга будет составлять от 2 (самый низкий ранг) до 14 (самый высокий) минимальных заработных плат.

Авторы зарплатной реформы руководствуются абсолютно здравой идеей: рассчитывать на эффективный государственный аппарат без коренного слома системы “кормления” госчиновников и замены ее прозрачной процедурой оплаты их труда невозможно.

Казалось бы, чего проще? Методы, позволяющие добиться такой прозрачности, известны по западным образцам. Зарплаты высших госслужащих там официально обнародованы с точностью до цента.

При этом чрезвычайно распространенные у нас “натуральные” формы оплаты труда госчиновников в виде разнообразных льгот и привилегий в европейских странах практически отсутствуют. Но даже в этом случае моментального и пропорционального увеличения зарплат всех госслужащих бюджет, конечно, не выдержит.

Чтобы привлечь на госслужбу качественных управленцев из бизнеса, государство еще
в прошлом году инициировало обращение к Еврокомиссии, чтобы с ее помощью сформировать донорский Фонд заработной платы для государственных служащих в Украине.

“Реформирование системы оплаты труда и помощь наших европейских партнеров, с чем я уже обратился к Еврокомиссии, заключается в том, чтобы сформировать фонд для увеличения заработной платы для государственных служащих.

Это все для того, чтобы мы действительно могли получить профессиональных людей — тех людей, которые понимают, что делают, и тех людей, которые способны проводить соответствующие реформы в системе.

Мы должны откровенно признать, что если не повысим уровень заработной платы государственной власти, в Государственной фискальной службе, то не сможем побороть коррупцию”, — заявил в ноябре прошлого года премьер-министр Арсений Яценюк.

 Он настаивает на двукратном повышении зарплаты чиновников. “Мы не сможем привлечь профессиональных людей, потому что таким образом профессиональные люди будут работать на частном рынке, у них нет мотивации идти в органы государственной власти”, — отметил премьер.

Ранее заместитель главы Администрации Президента Украины Дмитрий Шимкив заявлял, что еще в октябре 2014 г. был готов первый законопроект о делегировании частными компаниями людей для работы на госслужбе. Такая модель работает, в частности, в Великобритании.

Но в нашей стране эту модель не поддерживают ни политики, ни общество в лице общественных организаций, которые обсуждали законопроект. Главной претензией было наличие дискриминации других госслужащих, которые не были делегированы на должность.

Если же государство сможет организовать донорский Фонд, это откроет самый большой пул вакансий на украинском рынке труда в 2016 г.

Юлия Сорока
Последние новости: