Ток-шоу

Ток-шоу
683

Эксперты и общественники разработали варианты доступного электроснабжения малого и среднего бизнеса

В конце сентября прошлого года на парламентских слушаниях о развитии малого и среднего бизнеса (МСБ) очень остро был поставлен вопрос об упрощении подключения МСБ к электросетям.

Проблема на слуху не только у предпринимателей: в прошлогоднем рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю легкости подключения к электросетям Украина опустилась со 172-го на 185-е место (из 188 стран).

Правда, Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли, подавший на прошлой неделе в отставку, сумел погасить страсти, заявив, что Минрегион уже занимается этой проблемой.

На дворе почти весна 2016 г., но никаких результатов нет, хотя Минрегион и разработал некий проект облегченной процедуры. Чтобы помочь чиновникам наконец-то определиться, Программа USAID “Лидерство в экономическом управлении” вместе с Офисом эффективного регулирования,

Реанимационным пакетом реформ и другими экспертными организациями предложили предпринимателям и чиновникам три варианта подключения МСБ к электросетям.

В чем проблема
В Европе весь технологический цикл присоединения электроустановок потребителей к местным (локальным) электросетям осуществляется электропередающими компаниями. Благодаря чему, собственно, сокращаются количество процедур и сроки.

В Украине все замкнуто на монополистов — облэнерго, которые устанавливают собственные, выгодные для них, правила. Например, согласно Закону “Об электроэнергетике”, предусмотрены два варианта подключения объектов к электроснабжению: стандартный — для объектов, расположенных ближе 300 м от точки подключения, и нестандартный — для всех остальных объектов.

Присоединение по стандартному варианту предполагает оплату услуг по тарифам, установленным Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Но если монополисту кажется, что тарифы не покрывают затраты, он навязывает потребителю нестандартное подключение, ссылаясь, например, на отсутствие технических возможностей и запаса мощности.

В результате клиентам предлагают построить за свои деньги подстанцию, проложить коммуникации, оформить земельные участки и т.п., т.е., по сути, инвестировать в облэнерго.

Последние, правда, иногда пытаются компенсировать инвесторам потери за счет льготной оплаты электроэнергии, упрощения разрешительных процедур или сокращения сроков подключения объектов. Но не всем и не всегда.

Главный упор
Наиболее радикальный путь решения проблемы — демонополизация рынка электроэнергии. Однако сейчас это вряд ли осуществимо ввиду того, что облэнерго принадлежат украинским и зарубежным олигархам, с которыми профильное ми­нистерство, АМКУ и НКРЭКУ не хотят связываться.

 “Взаимоотношения министерства, Нацкомиссии, органов энергонадзора и собственников облэнерго таковы, что обычный предприниматель с монополистами бороться не в состоянии”, — считает член Совета предпринимателей Черниговщины Алексей Привода.

Поэтому на данном этапе предложения сводятся не к демонополизации рынка (о самих этих предложениях см. “Как демонополизировать” на стр.15), а к внесению изменений в профильный Закон и Правила присоединения электроустановок к электрическим сетям, утвержденные постановлением тогда Национальной комиссии регулирования энергетики №32 от 17.01.13 г., а также в другие нормативно-правовые акты относительно упрощения процедуры подключения, сокращения ее сроков и перевода затрат по развитию инфраструктуры на монополистов.

В таком случае потребитель будет платить исключительно за услугу присоединения к электросетям и избавится от необходимости тратить время и деньги на разработку, согла­сование проектов и создание инфраструктуры по навязанным техническим условиям. Облэнерго, в свою очередь, должны будут сами привлекать инвесторов или вкладывать собственные средства.

Варианты оптимизации
По подсчетам Алексея Оржеля, руководителя направления “Энергетика” Офиса эффективного регулирования, в среднем каждый предприниматель тратит на подключение около 67 тыс.грн., из которых 60 тыс.грн. составляют материальные затраты, 7 тыс.грн. — процедурные.

По его данным, на процедуре можно сэкономить более 5 тыс.грн. благодаря подаче заявления в электронном виде, присоединению к публичному договору оферты, созданию электронного кабинета заказчика и интерактивной карты объектов инфраструктуры с указанием свободных мощностей. На этом сходятся почти все разработчики предложений.

Что касается сокращения материальных затрат, то по этому поводу существуют разные точки зрения. Например, г-н Оржель предлагает внедрить новую услугу комплексного стандартного присоединения.

Суть ее сводится к распространению стандартного варианта подключения на электроустановки мощностью до 5 тыс.кВт (сейчас это менее 1 тыс.кВт) независимо от расстояния до точки подключения.

Для этого регулятору следует дифференцировать стоимость подключения в городской и сельской местностях и разработать коэффициент усложнения с учетом расстояния, способа прокладки сетей и т.п.

В отдельных случаях можно применить паритетное финансирование либо компенсировать затраты облэнерго за счет повышения тарифов на транспортировку электроэнергии. Эта модель привлекательна тем, что предприниматель платит только за условия, касающиеся именно его объекта.

Однако, по словам Марты Кузьмин, старшего экономиста Центра экономической стратегии и эксперта Реанимационного пакета реформ, расширение “ассортимента” тарифов требует сложной методики расчетов.

По ее мнению, тарифы должны быть сбалансированными и учитывать возможность для развития облэнерго. А вот Сергей Петров, эксперт проекта EasyBusiness, считает, что в вышеназванных вариантах так или иначе заложены скрытые источники капитализации монополистов.

Поэтому он настаивает на исключении любых видов скрытого финансирования облэнерго предпринимателями и предлагает рассчитывать размер платы за услугу подключения исходя из заказанных предпринимателем напряжения и мощности.

При этом первые 50% средств вносить в качестве предоплаты, а вторые — только по факту подключения энергии. Обсуждался вариант применения принципа абонентской платы за услугу подключения.

Сами облэнерго эту идею поддерживают, поскольку она стимулирует предприятия отказываться от избытка мощностей. Однако эта идея оказалась весьма спорной. Ведь в случае, например, перехода на энергосберегающие технологии предприятие вынуждено будет платить за заявленную, но не потребленную мощность.

Поэтому Дмитрий Боярчук, эксперт Программы USAID “Лидерство в экономическом управлении”, предлагает вернуться к универсальной модели подключения, которая использовалась до 2007 г.

Эта модель предусматривает оплату услуг по единой методике, исходя из расстояния до точки присоединения, единиц заказанной мощности, и предполагает компенсацию затрат предпринимателя на реконструкцию сетей.

Что в итоге
Высказанные экспертами предложения лягут в основу законопроек­та о внесении изменений в профильный Закон. Как подчеркивает народный депутат Юрий Соловей, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам экономической политики, разработка такого документа у парламентариев уже в повестке дня.

При этом наиболее приемлемым он считает вариант законопроекта, нормы которого исключат возможность финансирования монополистов
за счет предпринимателей.

“Клиент должен иметь возможность выбрать подрядчика, построить электрическую сеть
и иметь подстанцию на своем балансе”, — считает народный депутат.

Как демонополизировать
Общественники предлагают для предприятий, занимающихся генерацией, передачей, реализацией электроэнергии и подключением объектов, ввести исключительный вид хозяйственной деятельности.

Это будет способствовать прекращению практики принуждения предпринимателей к заключению договоров на подключения только с компаниями, подконтрольными собственникам облэнерго. Одним из вариантов демонополизации, по мнению Виталия Грицевича, исполнительного директора

Конфедерации строителей Украины, может быть передача оставшейся в государственной собственности доли облэнерго территориальным общинам с последующим распределением их между заинтересованными субъектами рынка на конкурсных условиях.


Последние новости: