Защитный рефлекс

Защитный рефлекс
460

При обращении в Совет бизнес—омбудсмена необходимо обосновывать суть конфликта

Не все предприниматели знают, как работать с Советом бизнес-омбудсмена (СБО). По статистике СБО, в IV квартале 2015 г. около 40% жалоб не были рассмотрены, поскольку не соответствовали критериям, выдвигаемым к таким обращениям.

Кроме того, бизнесмены стали чаще обращаться в СБО с жалобами, рассмотрение которых не входит в компетенцию Совета, а то и анонимно. БИЗНЕС совместно с инспектором (расследователем) СБО Юлианой Ревюк решил на конкретном примере показать, как правильно взаимодействовать с этим институтом.

Обращение
В октябре 2015 г. в СБО обратилась украинская “дочка” крупной фармацевтической компании с иностранными инвестициями (название компании не приводится по соображениям конфиден­циальности.

В конкретных кейсах СБО не открывает информацию третьим лицам без разрешения автора жалобы; см. также стр.50-52. — Ред.). Она пожаловалась на принятые по результатам проверки неправомерные решения государственной налоговой инспекции (ГНИ) о якобы завышении этой компанией налогового кредита.

Компания предоставила СБО акт проверки, свои возражения к нему, поданные компанией в налоговую инспекцию, а также ответы ГНИ и Главного управления Государственной фискальной службы в г.Киеве.

Анализ жалобы
Согласно регламенту СБО, на принятие решения о начале расследования по жалобе расследователю отводится три дня. Анализируя суть этой жалобы, Юлиана Ревюк пришла к выводу, что для определения базы обложения НДС местная налоговая инспекция (ГНИ) применила норму Налогового кодекса (НК), которая на момент отражения соответствующей операции в налоговом учете утратила силу вследствие внесения изменений в НК.

Таким образом, налоговики пересмотрели сумму заявленного к возмещению НДС в сторону уменьшения. Инспектор СБО обратила внимание на аналогичные заключения ГНИ, принятые по результатам проверок этой же компании по предыдущим налоговым периодам.

Компания пыталась самостоятельно решить этот вопрос в порядке административного обжалования, обратившись в вышестоящий орган ГФС. Кроме того, предприятие попросило вмешаться в ситуацию посольство “своей” страны.

В ходе встречи с дипломатами чиновники ГФС на словах вроде бы согласились с доводами компании. Тем не менее в удовлетворении жалобы предприятию официально было отказано.

Поскольку в ходе очередной налоговой проверки ситуация повторилась, компания, подав жалобу в ГФС, обратилась с жалобой и в СБО.

Расследование
Ознакомившись с позицией компании и проанализировав действующее законодательство, СБО принял жалобу к рассмотрению. В ходе расследования выяснилось, что основные претензии фискалы предъявляли к тому, что компания продавала медикаменты ниже себестоимости.

Но тому было достаточно внятное объяснение. В конце 2014 г. из-за резкой девальвации гривни компания имела все основания увеличить стоимость медикаментов.

Но МОЗ, пытаясь обеспечить потребителей лекарствами по адекватным ценам, обратилось к фармацевтическим компаниям, включая и данное предприятие, с просьбой воздержаться от их существенного повышения.

С учетом этого обращения, а также намерений участвовать в госзакупках, которые финансировались из бюджета по старому курсу (8 грн./USD), компания пошла навстречу министерству. В результате получила головную боль.

Действия расследователя
Инспектор запросила у компании официальную переписку с налоговыми органами по вышеупомянутым вопросам. Кроме того, в преддверии рассмотрения жалобы предприятия в ГФС СБО направил официальное письмо руководству Службы.

Обратив внимание на системные неправомерные действия налоговиков, СБО просил руководство провести методическую работу с представителями ГНИ и обеспечить всестороннее, полное и беспристрастное рассмотрение жалобы, а также устранить причины, приводящие к постоянному нарушению законных прав и интересов компании.

Кроме того, инспектор СБО обсудила жалобу с представителями ГФС в телефонном режиме и выяснила, что они готовы согласиться с доводами компании.

Инспектор приняла участие в рассмотрении жалобы компании представителями ГФС. В ходе заседания комиссии налоговики почти не задавали вопросов по сути, что показалось расследователю подозрительным.

 “Хотя представители ГФС демонстрировали всяческую поддержку жалобщику, мы опасались, что официальный ответ Службы может опять быть не в пользу компании.

Чтобы быть уверенными, что озвученная позиция будет совпадать с официальной, мы взяли на контроль все этапы прохождения этого документа и ежедневно напоминали о результатах рассмотрения этой жалобы по телефону”, — отметила г-жа Ревюк.

В конце концов налоговые уведомления-решения о завышении жалобщиком бюджетного возмещения и соответствующих штрафных санкциях почти на 1 млн грн. были упразднены.

 “И что не менее важно — была сломана сама тенденция неправомерных действий со стороны сотрудников ГНИ”, — пояснила расследователь.

Последействие
После решения этого вопроса у компании возникли проблемы с таможенными органами. Чтобы удержаться от повышения цен на лекарства, компания договорилась с иностранными поставщиками о снижении их закупочной стоимости за границей.

Поскольку такие действия влияют на размеры таможенных платежей, они вызвали непонимание со стороны таможенных органов. Учитывая имеющийся опыт, компания сразу обратилась к омбудсмену за советом. Однако вмешательства СБО на этот раз не потребовалось.

 “Мы посоветовали им детально пояснить руководству региональной таможни причины пересмотра закупочной цены и рассказать о результатах проведенной СБО работы с ГФС в отношении этих вопросов.

А также порекомендовали предупредить руководство таможни о том, что бизнес-омбудсмен продолжает держать ситуацию на контроле и в случае неправомерных действий региональной таможни компания намерена обратиться к нему с жалобой”, — рассказала г-жа Ревюк.

 В результате инцидент был исчерпан. Этот случай показывает, что для решения проблемы иногда достаточно не переключаться на эмоции, а правильно и методично пояснять представителям власти свою позицию и логику дальнейших действий.

Напоминалка №1
Согласно регламенту, СБО принимает к рассмотрению жалобы, имеющие признаки нарушения интересов субъектов хозяйствования (действия или бездействие), почти на все госорганы, включая государственные и коммунальные предприятия.

СБО не рассматривает жалобы на субъектов хозяйствования частной формы собственности, жалобы, находящиеся на стадии судебного производства или арбитражного рассмотрения, и жалобы, в отношении которых было принято окончательное судебное решение.

Также не рассматриваются обращения, если предприниматель не прошел хотя бы одну инстанцию административного обжалования действий органов исполнительной власти в вышестоящих инстанциях.

Напоминалка №2
Предприниматели могут обратиться к бизнес-омбудсмену по телефону, доставить жалобу самостоятельно либо прислать ее на электронный или почтовый адрес. Наиболее доступным способом является электронная система подачи жалоб, размещенная на официальном сайте www.boi.org.ua.

Особое внимание следует обратить на указание полных официальных данных заявителя (ФИО; наименование компании; почтовый адрес; номера телефонов и т.п.) и органа власти, на который жалуются.

 В жалобе следует указать суть нарушения своих прав и приложить любые документы, имеющие к этому непосредственное отношение (обращения в государственные органы, соответствующие решения, деловую переписку и т.п.).
Последние новости: