Несущая конструкция

Несущая конструкция
381
Похоже, лучше всех к происходящему в стране адаптировались куры. По крайней мере, птицеводство — одна из немногих в отечественном АПК отраслей, которая демонстрирует в этом году устойчивый рост.

По данным Госстата, производство яиц в январе — августе 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., увеличилось на 7,8% — до 14,2 млрд шт.

Правда, позитивная динамика, которая наблюдается в последние несколько лет (прирост составляет 5-7% в год), уже в ближайшее время может привести к перепроизводству яиц, обвалу цен на них, необходимости сокращения поголовья несушек и прочим неприятностям.

Дело в том, что, по оценкам Ассоциации “Союз птицеводов Украины” (г.Киев; с 2003 г.; объединяет около 70 холдингов,

компаний, предприятий и областных ассоциаций — производителей мяса птицы и пищевых яиц), 95% ежегодно производимых в Украине товарных яиц потребляется населением.

При этом Украина уже является мировым лидером по потреблению яиц на душу населения: 309 шт. в год (для сравнения: в странах ЕС этот показатель составляет 250-270 шт. в год, а в США — 275 шт. в год).

Участники рынка утверждают, что предложение в Украине уже превышает спрос, а резервы увеличения внутреннего потребления практически отсутствуют (см. “Внутренние ограничители” на стр.40).

Однако непростую ситуацию на внутреннем рынке производители могут обратить себе на пользу, если воспримут ее как сигнал к активному развитию экспортного направления. Тем более что резервы для этого есть.

Украина экспортирует около 600 млн яиц в год, что составляет только 3% общего и 6% промышленного производства этого продукта.

Кроме того, в общем объеме отечественного производства доля племенных яиц и куриных яиц, используемых для производства яичных продуктов, по нашим оценкам, составляет около 2%
”,

— говорит Александр Бакуменко, председатель совета директоров Союза птицеводов Украины.

Экспортные возможности
Безусловно, экспорт мог бы помочь удержать позитивную динамику производства. Участники рынка понимают это и стараются увеличить долю поставок за рубеж в структуре сбыта своей продукции.

Например, по словам Валентина Бойко, консультанта по развитию ООО “Інтер — Запоріжжя”, генерального директора областной Ассоциации “Запорожптицепром”

 (г.Запорожье; общественная организация; объединяет три птицефабрики в Запорожской обл.; с 1975 г.; 4 чел.),

корпорация ООО “Інтер — Запоріжжя”, в состав которой входят семь птицефабрик, ежегодно экспортирует 20-25% произведенных яиц.

В целом украинский экспорт яиц и яичных продуктов динамично растет. Например, если в 2012 г. из страны было вывезено около 500 млн яиц, то в 2013 г.,

по оценкам Тамары Левченко, старшего аналитика компании “Драгон Капитал” (г.Киев; брокерские услуги; инвестиционный банкинг, управление активами; с 2000 г.; 176 чел.), Украина экспортировала 37,5 тыс.т яиц (около 650 млн шт.).

Из произведенных яичных продуктов в 2013 г. (33,9 тыс.т) было экспортировано всего 3,1 тыс.т (преимущественно сухие яичные продукты).

Аналитики агрохолдинга “Авангард” (AVANGARDCO IPL; г.Киев; производство яиц и яичных продуктов; 19 птицефабрик, три репродуктора, 10 зон для выращивания молодняка, шесть комбикормовых заводов, завод по производству яичных продуктов; с 2003 г.;

5 тыс.чел.) отметили, что с 2007 г. по 2013 г. объем экспорта яиц в денежном выражении увеличился в 5,2 раза, яичных продуктов — в 25,6 раза.

Динамика, конечно, хорошая, хотя, как уже упоминалось, абсолютные цифры украинского экспорта оставляют желать лучшего. Есть ли реальные возможности для серьезного увеличения внешних отгрузок?

Конечно, есть, тем более что главное конкурентное преимущество украинских яиц и яичной продукции — их цена.

Что говорит как о достаточно высокой технологичности производства, так и о доступе к сравнительно недорогой кормовой базе для птицы.

 “Мы считаем, что украинский рынок — самый перспективный по себестоимости производства яиц, №1 или №2 в мире”,

— утверждает Олег Бахматюк, председатель совета директоров группы компаний Ukrlandfarming PLC

(г.Киев; производство зерновых и семян, яиц и яичной продукции, сахара; животноводство; дистрибуция сельхозтехники; 653 тыс.га земли в обработке; с 2007 г.; 20 тыс.чел.).

По данным Союза птицеводов Украины, отечественная яичная продукция экспортируется в 50 стран мира.

Как утверждают в аналитическом отделе агрохолдинга “Авангард”, спрос на яйца и яичные продукты в мире постоянно растет.

Основными рынками сбыта для украинских яиц являются страны региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка), остальные страны Африки и страны СНГ, для яичных продуктов — те же страны региона MENA, Дальневосточный регион и Юго-Восточная Азия.

Здесь украинским компаниям приходится конкурировать с производителями яиц и яичных продуктов из ЕС, Турции, США.

По данным г-жи Левченко, основными направлениями экспорта украинских яиц в прошлом году были Ирак и Объединенные Арабские Эмираты (53% и 19% общего экспорта соответственно), яичных продуктов — Иордания (40% экспорта).

 “Сейчас Украина экспортирует яичные продукты в страны с ограниченными, но растущими рынками ввиду жесткой конкуренции на рынках стран, лидирующих по импорту яичных продуктов, — Мексика, Япония и др.”, — говорит аналитик.

Благоприятствует экспорту и внешняя конъюнктура. Нынешние цены внешнего рынка привлекательны для украинских экспортеров.

 По оценкам компании “Драгон Капитал”, средняя экспортная цена яиц в первом полугодии 2014 г. на 70% превышала среднюю внутреннюю ($0,11 за 1 шт. и $0,06 за 1 шт. соответственно), а средняя цена экспорта в Ирак — $0,12 за 1 шт.

Для сравнения: в сентябре средняя цена яиц в странах ЕС составляла около $0,09 за 1 шт., что выше украинской цены — $0,07 за 1 шт. Олег Бахматюк тоже считает, что благодаря инфляции внешняя конъюнктура неплохая.

Вместе с тем стоимость комбикормов на 80-90% привязана к курсу доллара, соответственно, развиваются два противоположных тренда: повышается цена на яйца при не очень хорошей маржинальности и снижается спрос”, — поясняет производитель.

Кроме того, по его мнению, внешние отгрузки украинских яиц во многом зависят от того, будет в Ираке война или нет, так как эта страна является для нас основным рынком сбыта.

К тому же через нее проходит транзит яиц в другие страны. На рынок Ирака надеются и другие игроки.

Думаю, что, невзирая на боевые действия в Ираке, объемы закупок украинских куриных яиц в 2014 г. не снизятся”, — отмечает г-н Бойко.

Однако г-жа Левченко считает, что существенно нарастить экспорт в эту страну, несмотря на более выгодные цены, украинским производителям будет сложно из-за конкуренции с Турцией, которая обеспечивает около 90% иракского импорта яиц.

Олег Бахматюк полагает, что потребление яичных продуктов на внешнем рынке будет постепенно расти.

При этом следует отметить, что, как сообщает сайт агрохолдинга “Авангард”, в первом полугодии 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,

компания нарастила производство яиц на 9%, до 3,68 млрд шт., а переработку яиц для производства сухих яичных продуктов — на 67%, до 1,2 млрд шт.

За этот же период компания произвела 14 тыс.т яичного порошка (+58%), из которого 10 тыс.т (+60%) экспортировала.

Пути в Европу
Определенные надежды игроки связывают и с европейским рынком. Напомним: летом этого года агропромышленная группа компаний “Овостар Юнион”,

один из ведущих производителей яиц и яичных продуктов в Украине, получила разрешение на поставки продукции на рынок ЕС (о такой возможности БИЗНЕС уже писал — см. статью "Гнездочеты").

Прошел все необходимые проверки и ожидает получения разрешения на экспорт уже в ближайшее время и агрохолдинг “Авангард”. При этом г-н Бахматюк считает европейский рынок очень сложным.

Кроме того, поставки на этот рынок сдерживают квоты. “Там мизерный объем — около 100 млн яиц и яичного порошка в эквиваленте яиц.

При мощном производстве в Украине такие объемы поставок вообще не окажут влияния на внутренний рынок. Это так, для галочки. Возможно, будут увеличены квоты.

Рынок яичных продуктов, конечно, более маржинален, чем рынок сырых яиц, но специфика в том, что при торговле этим товаром необходимо налаживать отношения с производителями,

использующими в производстве яичные продукты. А это путь длиной в несколько лет
”, — говорит г-н Бахматюк.

Впрочем, в борьбе за европейский рынок есть варианты. В конце августа компания “Овостар Юнион” заявила о возможности приобретения новых производственных активов в странах ЕС.

К сожалению, в самой компании не прокомментировали, что именно собираются покупать — птицефабрику или мощности по переработке.

Однако аналитикам такая идея вполне понятна. Перспектива покупки активов в ЕС довольно выгодна для украинских яичных предприятий,

считает Алексей Моргун, финансовый аналитик консалтингового агентства “УкрАгроКонсалт” (г.Киев; маркетинговые исследования и мониторинг агрорынков; с 1994 г.; 22 чел.):

 “Для инвестирования в производственные мощности в ЕС есть несколько причин. Первая: новые мощности откроют доступ для компаний на рынки, которые были бы менее доступны при экспорте из Украины.

Вторая: потенциальное повышение качества продукции. Наконец, третья: диверсификация операционной деятельности, а также повышение рейтинга компании в глазах потенциальных инвесторов
”.

Согласна с коллегой г-жа Левченко: “Идея покупки европейской компании логична, о подобном заявлял также украинский бройлерный гигант “Мироновский хлебопродукт”

(напомним, председатель правления этой компании Юрий Косюк 3 июля назначен первым заместителем главы Администрации Президента Украины. — Ред.).

Попасть на европейский потребительский рынок довольно трудно. Поэтому благодаря такому приобретению наши компании смогут обзавестись дистрибуторской сетью в Европе

или наладить минимальную переработку продукции, чтобы иметь возможность маркировать ее “сделано в ЕС”, таким образом повышая потребительскую лояльность к своим товарам
”.

Внутренние ограничители
Лидеры отрасли относительно перспектив внутреннего рынка оптимизма не излучают. “И у товарных яиц, и у жидких и сухих яичных продуктов внутри Украины практически исчерпан потенциал роста.

Думаю, потребление яиц на душу населения в стране вряд ли будет увеличиваться, тем более в условиях боевых действий, уменьшения численности населения, его эмиграции
”, — полагает Валентин Бойко.

Еще более категоричен в своих оценках Олег Бахматюк: “Внутреннее потребление яиц и яичных продуктов в Украине будет сокращаться”.

По его словам, Донецк, Луганск и Крым — это 19% населения Украины и 20% фонда потребления яиц.

 “До конца года объем реализации в этих регионах составит максимум 20% от того, что было раньше”, — такой видит картину рынка производитель.

Он также отмечает, что куриные яйца являются сырьевой составляющей кондитерских, хлебобулочных изделий, колбас, майонеза:

В составе 60 видов продукции имеются яичные продукты. А производство кондитерских изделий сокращается, производители хлебобулочных изделий тоже переходят в более дешевый сегмент, будет снижаться и потребление майонеза”.

Согласно оценкам аналитического отдела агрохолдинга “Авангард”, в Украине яйца производят примерно 90 предприятий, причем пять крупнейших обеспечивают 79% промпроизводства.

Участники рынка считают, что в условиях снижения внутреннего спроса и наращивания производства в зоне риска окажется подавляющее большинство мелких и средних компаний.

Если куриные яйца не экспортировать, их профицит на внутреннем рынке, безусловно, приведет к обвалу цен и банкротству многих одиночных, небольших, не входящих в холдинги птицефабрик”, — поясняет оператор, пожелавший остаться неназванным.

Хотя “середняки” обреченными себя не считают. “В текущем году планируем сохранить показатели на уровне минувшего года”,

— надеется Александр Макаров, директор ООО “Куйбышевская птицефабрика” (пгт Куйбышево, Запорожская обл.; производство товарных яиц; с 1977 г.; 130 чел.).


Последние новости: