Nielsen: Уверенность украинского и европейского потребителя в конце 2016 года стабилизировалась, но остается слабой

Nielsen: Уверенность украинского и европейского потребителя в конце 2016 года стабилизировалась, но остается слабой
224

Киев, 20 февраля 2017 года – Индекс потребительского доверия Nielsen в Украине в четвертом  квартале 2016 года поднялся на 2 пункта, показав относительную стабильность в 2016 году - следует из результатов исследования The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey.

 

«Мы называем этот украинский феномен – «стабильность в кризисе».  Потребители привыкли,  приспособились и продолжают приспосабливаться к условиям, которые диктует им потребительский рынок и экономика страны в целом, - комментирует Татьяна Бессмертная,  генеральный директор Nielsen в Украине и Беларуси. - Непостоянный курс доллара, как результат рост цен на продукты питания, новые тарифы на коммунальные услуги – условия, в которых украинский потребитель живет уже третий год подряд.  Данные  Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАНУ говорят, что в Украине за чертой прожиточного минимума живет 58,3% населения. Такая потребительская «стабильность» обманчива и покачнется во время очередного потрясения, будь то цены в магазине или эскалация конфликта на Востоке страны».

Показатель финансовой стабильности, на основе которого рассчитывается индекс, ухудшился в Украине по сравнению с кварталом ранее – 26% оценивают свое финансовое положение негативно (+4 п.п. по сравнению с ІІІ кварталом 2016 года). По остальным двум показателям – оценка перспектив в работе и время для покупок – прослеживается незначительное улучшение. Так, 40% не видят перспективы в работе (-3 п.п. по сравнению с ІІІ кварталом 2016 года) и 45% утверждают, что сейчас неблагоприятное время для покупок (-1 п.п по сравнению с ІІІ кварталом 2016 года).


Говоря о Европе, индекс потребительского доверия вырос в 3 странах из топ пятерки экономик в регионе: на 9 пунктов в Испании, где зафиксирован самый высокий показатель с 2007 года, на 1 пункт в Германии и приблизился к показателю абсолютного оптимизма. Несмотря на то, что индекс уверенности снизился в Великобритании на 4 пункта, немцы остаются самыми позитивно настроенными потребителями в регионе.

В Европе все три показателя, из которых складывается индекс, остались стабильными: оценка личных финансов и готовность тратить не изменились по сравнению с III кварталом 2016 года и только показатель перспектив в работе пошатнулся и снизился на 1 п.п.

Инго Шиер, генеральный директор Nielsen в Германии комментирует ситуацию так: «Немецкие потребители оставались уверенными весь год. Уровень доверия снова вырос в четвертом квартале до 101 пункта и пересек грань между оптимистически и пессимистически настроенными странами. В целом, немецкие потребители оптимистично смотрят на перспективы в работе, собственные финансы и верят в то, что год будет благоприятным для новых покупок. Несмотря на перемены в мировой экономике, процесс выхода Великобритании из Евросоюза, смена президента в США, собственное потребление становится движущей силой немецкой экономики в 2017. Терроризм и преступность остаются номер один в рейтинге опасений в четвертом квартале. Тем не менее, эти страхи не оказывают прямое и немедленное влияние на потребительское настроение».

На что потребитель тратит и как экономит?

Больше людей в Украине утверждают, что у них не остается свободных средств после покупки самого необходимого (33% по сравнению с 30% в ІІІ квартале 2016 года). Тех, кто заявляет, что тратит оставшиеся средства, стало меньше по всем статьям расходов. Этот тренд сохранился с прошлого квартала.

Что беспокоит украинского потребителя?

Распределение ТОП 4 опасений украинцев в четвертом квартале изменилось. Теперь больше всего украинцев (36%) беспокоят тарифы на коммунальные услуги. На втором месте – война (33%), цены на продукты питания (23%) и экономика (22%). Проблема здоровья выпала из топ четверки и занимает пятое место в рейтинге.

Об индексе потребительского доверия компании Nielsen

Исследование глобального потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось с 31 октября по 18 ноября 2016 года. Всего было опрошено более 30 тысяч потребителей из 63 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки.

Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-пользователей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) впервые было начато в 2005 году.

Последние новости: