Базовый инстинкт

Базовый инстинкт
460
На форуме БИЗНЕСа в Одессе много говорилось о важности объединения предпринимателей как для решения бизнес-задач, так и для улучшения бизнес-климата в отдельно взятом регионе (см. стр.8-10).

Не скроем: среди некоторых отечественных бизнесменов бытует мнение, что такой союз непрочен, а потому неэффективен. Украинский бизнес разделен по “цехам”, и уже вследствие этого наши предприниматели предпочитают укреплять отношения с местными властями и зарабатывать деньги в одиночку.

Пример курорта Коблево, что в Николаевской области, по соседству с Одессой, владельцы турбаз и санаториев которого самостоятельно пришли к выводу, что их бизнес будет привлекателен для клиентов и инвесторов только при условии консолидации усилий, показывает, что это не так.

Как “ломали” Коблево
В середине 2000-х годов курорт Коблево начал трансформироваться из прежнего “совка” с расположенными на 6-километровом участке абсолютно ровного морского побережья преимущественно “убитыми” пансионатами и базами отдыха и приобретать признаки цивилизованности. Свидетельство тому — возросший поток туристов.

По словам бизнесменов, около 120 расположенных там средств размещения в сезон принимали ежедневно 20-25 тыс. человек из Украины, России, Белоруссии и Молдавии. Но тут грянул кризис, Россия захватила Крым, началась необъявленная война в Донбассе.

Казалось бы, предпринимателям из Коблево ничего особенного делать было не нужно: лишенные возможности отдыхать на крымских курортах туристы сделают однозначный выбор в пользу поселка. Ничуть не бывало.

Поэтому владельцы бизнеса пошли на затраты, справедливо полагая, что их инвестиции окупятся. По оценкам специалистов, в течение последних трех лет инвестиции в туристическую инфраструктуру курорта составили не менее $20 млн.

И если раньше турбазы и пансионаты были похожи друг на друга, практиковали одинаковую ценовую политику, ориентируясь преимущественно на любителей пляжного отдыха, что называется, без комплексов, то теперь курорт предоставляет услуги на любой вкус и кошелек.

 Владельцы объектов побогаче модернизировали номера, благоустроили территорию, обзавелись открытыми бассейнами, апартаментами и т.п. Менее состоятельные вложили деньги в переоборудование номеров советского образца и ремонт мест общего пользования на этаже или на улице.

В целях привлечения туристов в курортной зоне обустроили аквапарк и родео-парк, в которые, по приблизительным оценкам, вложили $5 млн и $1 млн соответственно.

Интересно, что уже на этапе “индивидуальной” реконструкции баз и пансионатов возникли проблемы, которые владельцам туробъектов пришлось решать сообща. Вследствие хаотичности застройки курорта наблюдалась чресполосица: турбазы соседствовали с увеселительными заведениями, работающими круглосуточно, что не нравилось семейным отдыхающим, которые по традиции в высокий сезон привозят сюда детей.

Собственники баз в конце концов пришли к компромиссу относительно зонирования территории, расположив рестораны и прочие заведения общепита в одной “линейке”. Предприниматели также выступили против стихийной торговли и надавили на местные власти, чтобы упорядочить продажу алкоголя.

Уроки из неудач
Казалось бы, после перестройки и на фоне практически утраченного для туристов Крыма курорт Коблево из местечковой зоны отдыха имел все шансы превратиться в жемчужину Северного Причерноморья. Увы, не вышло. Если в 2013 г. загрузка баз отдыха и пансионатов в сезон составляла около 60%, то по итогам высокого сезона 2014 г. сократилась более чем вдвое.

При этом некоторые заведения вообще не открылись, а некоторые работали в убыток. По словам Николая Дробненького, владельца базы отдыха “Лазурный берег”, больше всего пострадали туробъекты, ориентированные на постоянных клиентов из России, Белоруссии и Молдавии.

Горькие уроки прошлого сезона заставили владельцев туробъектов серьезно подумать о диверсификации бизнеса. Например, в июне 2014 г. загрузка туркомплекса “Винница”, по словам его совладельца Василия Степанюка, едва дотягивала до 25%. А в мае 2015 г. составила уже около 70%.

Дело в том, что в этом году в крытом спортивном комплексе и танцевальном зале “Винницы”, в строительство которых было вложено более $0,6 млн, стали проводить спортивные и танцевальные чемпионаты. Это позволило не только начать сезон раньше, но и обеспечить загрузку соседних баз отдыха и пансионатов.

При этом г-н Дробненький считает целесообразным расширить ассортимент оздоровительных услуг. Для чего он вложил около 300 тыс.грн. в создание солевой комнаты и процедурных кабинетов, которые могут окупиться в течение двух-трех лет.

А вот Павел Гуцал, директор комплекса “Парадиз”, полагает, что в Коблево может прижиться и деловой туризм. Поэтому наличие современных конференц-залов будет нелишним.

Расходы на освещение улиц курорта,
вывоз мусора, очистку пляжа,
как и ранее,
планируется переложить
на предприни-мателей


Сообща

Большинство предпринимателей убедились, что изменить ситуацию в Коблево можно только путем создания комплексного турпродукта и продвижения курортной территории в целом. Поэтому еще в прошлом году здесь была создана Ассоциация туристического и оздоровительного бизнеса “Возрождение”.

Помимо разработки программы совместных мероприятий и календаря фестивалей и соревнований Ассоциация обратилась к классической схеме работы с туроператорами. Было заключено соглашение с региональным тур­оператором “Океан тур”, который, по словам его директора Леонида Курица, планирует реализовывать услуги баз отдыха и пансионатов Коблево через сеть турагентов. Туроператор, со своей стороны, предлагает разнообразить отдых за счет посещения рекреационных и экскурсионных объектов.

Нерешенная проблема
У предпринимателей сложились весьма непростые отношения с сельским советом.

“Хорошая идея сделать Коблево городом-курортом умерла в тот же день, когда курортную зону, которая ранее считалась административной единицей Березанского района, передали сельсовету”, — убеждена Татьяна Квасняк, председатель Ассоциации “Возрождение”.

Местные власти уже реализовали по своему усмотрению около 50 земельных участков, которые пригодились бы для развития курорта. Пока же Коблевский сельсовет, по словам г-жи Квасняк, рассматривает курортный бизнес как дойную корову.

 Например, в этом году сельсовет планирует получить с курортной зоны в виде налогов около 20 млн грн., обещая выделить на ремонт дорог аж 300 тыс.грн. Татьяна Квасняк отмечает, что сельсовет протесты предпринимателей игнорирует.

 Владельцы курортного бизнеса решили обратиться в Николаевскую облгосадминистрацию с просьбой посодействовать в выделении курорта Коблево и расположенного неподалеку курорта Рыбаковка в отдельную административную единицу. Предприниматели также просят областную власть создать управление курортами и подчинить его госадминистрации Березанского района.

Тем более что совместно с Березанской райгосадминистрацией и райсоветом предприниматели разработали Программу развития Коблевско-Рыбаковской зоны отдыха на 2015 г., первым пунктом которой значится проведение инвентаризации земель в курортной зоне.

Рассматривается и другой вариант содействия развитию курорта: предпринимателям никто не мешает выдвинуть своих кандидатов в депутаты сельсовета на предстоящих выборах и таким образом влиять на местную власть.



Последние новости: