Крупному — не брат

Крупному — не брат
601
В Верховной Раде на прошлой неделе прошли парламентские слушания на тему “Развитие предпринимательства в Украине и поддержка малого и среднего бизнеса”.

С учетом того, что подобное мероприятие последний раз проводилось в 2003 г. и после него были приняты важные законы о государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей, а также об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности, ожидалось, что и эти слушания окажутся вехой.

Но начались они странно: в течение часа выступающие, преимущественно эксперты, изливали наболевшее считанному десятку народных депутатов, а также коллегам, которым все эти проблемы прекрасно известны.

А посему с мест вскоре поступило предложение прекратить профанацию. Затем участники слушаний практически единогласно отправили Кабмин Арсения Яценюка в “отставку”.

Ситуация стабилизировалась лишь после прибытия с заседания Кабмина руководителей минис­терств (правда, первые лица Минфина и Государственной фискальной службы, которых предприниматели ждали “на ковер” больше других, слушания проигнорировали) и выступлений предпринимателей из регионов: участники мероприятия начали предлагать выходы из сложившейся ситуации.

Осточертели фискальные реформы
Более четырех десятков выступавших в первую очередь прошлись по поспешной и непродуманной налоговой реформе. Вспомнили все — и неуклюжую попытку “охватить” РРО “упрощенцев” 3-й и 2-й групп плательщиков единого налога, и создание электронных НДС-счетов, и последнюю инициативу Минфина загнать “единоналожников” в две группы вместо нынешних четырех.

Как отметил Юрий Атаманюк, первый вице-президент Ассоциации плательщиков налогов, если в развитых странах в периоды кризисов снижают налоговое давление на бизнес (например, в Великобритании в 2008 г. ставка НДС была снижена с 17,5% до 15%), то в Украине — с точностью до наоборот.

Во всяком случае предложение Ассоциации относительно снижения ставки НДС с 20% до 17% Кабмин отверг. Зато появилась оригинальная идея от премьера “Все по 20%” — о единой ставке всех налогов, которую малый бизнес просто не потянет.

Вообще, Кабмину досталось на слушаниях больше всех. Притчей во языцех стало его постановление №724 от 16.09.15 г. “Об использовании в системе управления рисками ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров”, согласно которому при оформлении импорта таможенным органам разрешено использовать так называемые ориентировочные показатели таможенной стоимости товаров, а если называть вещи своими именами — завышать ее исходя из собственной оценки рисков.

 Дескать, импортеры делают все, чтобы занизить таможенную стоимость товаров, а потому мы им перекроем кислород, ссылаясь на собственную информацию, к которой декларант доступа не имеет.
Важно отметить, что кроме стонов и эмоциональных высказываний о вреде перманентной и уже мало кому понятной налоговой реформы на слушаниях звучали и конкретные предложения.

Например, Андрей Длигач, руководитель инициативы “Первое профессиональное правительство реформ”, заметил, что правила игры для бизнеса должны оставаться неизменными хотя бы три-пять лет. Но прежде необходимо применить принцип интегрирования институциональной, налоговой, инвестиционной реформ.

Если объяснить по-простому: не стоит ожидать, что, например, ГФС трансформируется из фискального органа в сервисную структуру по обслуживанию предпринимателей, пока в этой госслужбе остаются старые кадры.

Министр юстиции Павел Петренко по этому поводу заявил, что если руководство ГФС не начнет обновлять кадры, а речь идет о 50-60 тыс. человек, и исполнять требования Закона о люстрации (Минюст как раз на прошлой неделе начал проверку ГФС на предмет его соблюдения), придется менять это руководство.

Наезды и самоуправство
Предприниматели и руководители госорганов, говоря о необходимости определения устойчивых правил игры для бизнеса, не раз добрым словом вспоминали мораторий на проверки, проводимые контролирующими органами.

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичюс заявил, что ограничения для контролеров, безусловно, должны действовать до тех пор, пока не закончится кризис, и это — принципиальная позиция министерства.

Услышать бы этот тезис руководству Главного управления ГосЧС в Хмельницкой области, которое, по информации Александра Сниховского, исполнительного директора Ассоциации хмельницких рынков, во всеуслышание объявило: никакого моратория нет, с 5 октября начинаем сплошные проверки.

И по большому счету региональные контролеры отнюдь не лукавят. Ведь законодатели настолько коряво изложили норму относительно ограничения мер по государственному надзору в “знаменитом” Законе №71 от 28.12.14 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы”, что это дает право министерствам и ведомствам трактовать ее по собственному разумению: мол, нас этот Закон не касается.

Нелишнее тому свидетельство — повальный “чес” IT-компаний, прокатившийся по Украине во второй половине сентября. Справедливости ради отметим, что Минэкономразвития и Государственная регуляторная служба (ГРС) разработали законопроект о продлении моратория на проверки, проводимые всеми контролирующими органами, но до него у парламента руки пока не дошли.

Попытки предпринимателей охладить пыл контролеров имеют успех не всегда. Игорь Балицкий, председатель объединения предпринимателей малого бизнеса (г.Полтава), рассказал, что после коррупционного, по их мнению, скандала общественники потребовали реформировать местное подразделение Госпотребинспекции (которая сейчас, кстати, ликвидируется. — Ред.) как полностью себя скомпрометировавшее.

 “Вы думаете, нас кто-то услышал? Все чиновники по-прежнему сидят на местах”, — посетовал г-н Балицкий. Интересно высказался по этому поводу г-н Абромавичус. Поначалу он считал, что для реформирования экономики Украины необходимы три вещи (в порядке убывания): налоговая реформа, дебюрократизация и борьба с коррупцией.

“Теперь я убедился, что на первом плане должна быть именно борьба с коррупцией. Я побывал в 19 странах и хочу сказать, что в Украине ситуация в этом отношении хуже всего”, — пояснил Айварас Абромавичус.

Наверное, это будет преувеличением, но один из выступавших, говоря о взаимоотношениях бизнеса и власти, отметил, что в стране витает дух беглого президента Виктора Януковича. Это к тому, что нынешние власти, как и предыдущие, слепы и глухи к мнению предпринимателей.

Прежде всего это касается процедуры подготовки регуляторных актов как на уровне Кабмина, так и на местах. Светлана Бойко, руководитель Киевского областного отделения ОО “Фортеця”, считает, что взаимодействие между предпринимательскими объединениями и Кабмином, министерствами и ведомствами отсутствует напрочь, вследствие чего и появляются “вредные” нормативно-правовые акты.

Оспорить же их в течение полугода, как предписывает законодательство, и тем более на местном уровне — невозможно. Поэтому необходимо как можно скорее реанимировать общественные советы при органах власти и Совет предпринимателей при Кабмине.

Финансы и тарифы
По данным Николая Тимощука, представителя Украинского союза промышленников и предпринимателей в ЕС, до 2020 г. Евросоюз планирует выделить для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в Украине около EUR1 млрд. 60% этих средств направляется именно предпринимателям, но через украинские банки, ставки по кредитам которых для МСБ совершенно неподъемны. Однако, подчеркнул г-н Тимощук, ЕС готов к переговорам относительно смягчения как условий, так и самих процедур кредитования украинского МСБ.

Предприниматели буквально криком кричали о несправедливой тарифной политике и малопонятных, с точки зрения рентабельности их небольшого бизнеса, отягощениях. Например, Закон “Об аренде государственного и коммунального имущества” предусматривает ежемесячную индексацию ставок аренды нежилых помещений с учетом инфляции.

В 2014 г. инфляция в Украине составила 24,9%, в январе — марте 2015 г. — 20%. Поскольку покупательная способность населения ухудшилась, предприниматели не в состоянии компенсировать растущие затраты и вынуждены закрывать магазины.

В результате госбюджет не получает 20% НДС, местный бюджет и обслуживающие предприятия — коммунальные платежи. Чтобы остановить этот вал, можно выбрать меньшее из зол — приостановить действие “инфляционной” нормы вышеупомянутого Закона.

Очень много вопросов накопилось у предпринимателей к предста­вителям крупного бизнеса —
к примеру, к оптовым торговцам табачными изделиями, диктующим условия реализации продукции в розницу, и особенно — к облгазам и облэнерго, пользующимся монопольным положением и определяющим для МСБ запредельные тарифы и денежные штрафы за неуплату.

Правда, Айварас Абромавичус сумел погасить страсти, заявив, что этими монополистами уже занимаются Антимонопольный комитет и Минрегион.

Из выступлений на слушаниях
Владимир Чеповой,
президент Украинской Бизнес Ассоциации, шеф-редактор БИЗНЕСа:

— Наша Ассоциация вместе с БИЗНЕСом реализует программу системных мер для объединения именно прозрачного бизнеса. Это трудно, поскольку нелегко найти тех, кто осмеливается делать это.

Но это необходимо, чтобы начать работу в новой экономической парадигме. Мы начали освещение преимуществ уплаты налогов для развития государства. Это не пафос — это экономический расчет компаний, которые осмелились работать “в белую”.

Но коррумпированные чиновники старой закваски увеличивают количество проверок, размеры штрафных санкций и немотивированных вторжений в наши офисы — так называемых “масок-шоу”. Кричащее тому подтверждение — события в IT-секторе в конце сентября, а также, в чем мы убедились, проехав полстраны, давление на бизнес-переселенцев из Донбасса.

Такая ситуация требует от предпринимательских объединений в сотрудничестве с БИЗНЕСом и адвокатским сообществом развертывания в стране системы коллективной безопасности прозрачного бизнеса, видеофиксации и юридического сопровождения конфликтных ситуаций.

Это работает как “красная кнопка” для помощи предпринимателям в команде с журналистами и адвокатами. У нас уже есть такая практика, когда бизнес, уверенный в том, что ему помогут, спокойно работает и платит все налоги.

О прессовании IT-бизнеса
Андрей Колодюк,
председатель наблюдательного совета Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA):

— В ходе так называемых проверок IT-компаний правоохранительные органы изъяли серверы. Это не только является грубым нарушением законодательства о госконтроле, которое предоставляет право лишь копировать информацию с них, но и может привести к остановке данного бизнеса. Это может иметь негативные последствия для Украины в целом.

Во-первых, в IT-сектор пока еще приходят инвестиции. Если в 2014 г. в целом было закрыто 60 таких сделок, то в этом году — уже 30. В 2015 г. планировалось привлечь инвестиций более чем на $100 млн.

В конечном счете причины изъятия серверов, в частности коррупционная мотивация правоохранительных органов или же их халатность или бездействие, сейчас не столь важны. Важно успокоить инвесторов, так как остановка инвестиций в Украину может привести к колоссальным убыткам.

Во-вторых, существует угроза потери наших талантов и идей, поскольку после произошедшего специалисты будут склоняться к выезду из страны.

На мой взгляд, вопрос развития IT-сектора должен стать вопросом национальной безопасности государства, поскольку именно IT обеспечивает ее информационную составляющую. Проблема должна быть рассмотрена первыми лицами государства с привлечением представителей IT-сектора. И незамедлительно.

Необходимо также установить контроль над выполнением контролирующими органами запрета на изъятие серверов и создать координационный центр по защите IT-бизнеса для молниеносного реагирования на любые аналогичные незаконные действия.

Более 90 IT-компаний и профильных ассоциаций подписали заявление-протест, потребовав от правоохранительных органов вернуть серверы, принести извинения предпринимателям и четко соблюдать требования законодательства.

Если ситуация не изменится и виновные не будут наказаны, я не исключаю и волны эмиграции, и третьего Майдана. В любом случае общий урон для страны невозможно будет оценить.

Виктор Галасюк,
председатель Комитета ВР по вопросам промышленной политики
и предпринимательства:

“Главные люди в стране — это вы, малый и средний бизнес!”

Павел Петренко,
министр юстиции:

“Если руководство ГФС не начнет обновлять кадры,
придется его менять”

Айварас Абромавичус,
министр экономического развития и торговли:

“Мы работаем над созданием интегрированной системы госконтроля,
чтобы каждый предприниматель знал, кто
и по какой причине идет к нему в гости”


Ксения Ляпина,
председатель ГРС:

“Заботиться о МСБ необходимо уже потому,
что он дает 70% налоговых поступлений”

Альгирдас Шемета,
бизнес-омбудсмен:

“Надо признать невозвращенный НДС внутренним долгом страны
и договориться с бизнесом, в какие сроки он будет возвращен”

Последние новости: