Ночные шалости

Ночные шалости
338
Изучение принятых в канун Нового года, по сути, с голоса изменений в налоговое законодательство по факту их публикации приводит ко все большему количеству открытий. Преимущественно — неприятных.
В понедельник, 12 января, Юлия Тимошенко, глава фракции “Батьківщина” в Верховной Раде, во время согласительного совета заявила о фальсификации проголосованного Бюджета-2015 и налоговых изменений.

Хотя вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко немедленно опроверг это заявление, факты свидетельствуют о том, что правду присутствующим сообщила именно г-жа Тимошенко.
Понятно, что бюджетные и налоговые законы в принципе не должны приниматься так, как это делалось в ночь с 28 на 29 декабря, — в отсутствии самих документов, с голоса и т.п.

Однако несоответствие проголосованных и опубликованных документов — это совсем нехорошо. По горячим следам БИЗНЕСу удалось обнаружить немало положений, которые либо были по непонятным причинам изъяты из окончательного текста Закона №71 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно налоговой реформы”, либо, наоборот, туда непонятным образом затесались.

Сокращение увеличением
Один из наиболее ярких подлогов заключается в том, что даже обещанного виртуального сокращения количества налогов и сборов с 22 до 9 не состоялось. Вот что говорил вечером 28 декабря на заседании Верховной Рады премьер-министр Арсений Яценюк: “В первую очередь речь идет о сокращении количества налогов. У нас сейчас 22 налога, мы их сокращаем до 9”.

 Понятно, что де-факто сокращать сразу 13 платежей никто не планировал, сокращение должно было коснуться лишь 4 сборов: туристического; за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности; за места для парковки автомобилей; и на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Остальные же подлежали механическому объединению, даже без изменения порядков администрирования и налоговых баз. Однако после публикации Закона выяснилось, что туристический сбор и сбор за места для парковки автомобилей будут по-прежнему взиматься! Что вообще-то прямо противоречит Коалиционному соглашению!

И это не говоря о том, что перечень налогов и сборов был дополнен сразу пятью новыми — в ст.9 и 10 Налогового кодекса, которые определяют, какие налоги относятся к общегосударственным, а какие — к местным, этих новых платежей нет, но взимать-то их все равно будут (см. “Новые налоги и сборы” )!

Иже ИСИ
Любопытным образом оказался сохранен статус внутреннего офшора для институтов совместного инвестирования. По словам г-на Яценюка, сказанным все тем же вечером 28 декабря с трибуны Верховной Рады, его должны были ликвидировать (см. “Премьер — об ИСИ-офшоре”). Тем не менее, в опубликованном законе — все по-другому (см. “ИСИ-“покращення”).

То есть статус внутреннего офшора для ИСИ не то что не отменен, он существенно расширен! Например, с учетом еще одного протянутого Кабмином положения (об обложении дивидендов, выплачиваемых физлицам, НДФЛ по пониженной ставке 5%) отмена авансовых взносов при выплате дивидендов со стороны ИСИ приведет к тому, что будет сверхвыгодно распределять прибыль юридических лиц в пользу физических лиц, являющихся паевыми участниками ИСИ.

Во-первых, такой подход не может считаться стимулом для развития экономики, поскольку прибыль будет выгодно приватизировать в пользу физлица, а не реинвестировать в деятельность фирмы. Во-вторых, происходить такая приватизация прибыли в пользу физлиц будет при минимальном ее налогообложении, в разы меньшем, чем налогообложение доходов “пересічного” украинца!

Только темой дальнейшей “офшоризации” ИСИ своеобразное видение социальной справедливости со стороны правительства г-на Яценюка не ограничилось. Например, неизвестно куда из текста Закона подевалось положение, в соответствии с которым должны были облагаться по ставке 15% доходы нерезидентов, полученные в виде процентных начислений по займам и долговым обязательствам, которые связаны с выпуском еврооблигаций, в случае невозможности определения бенефициарного (фактического) получателя (собственника) таких доходов.

К заботе о богатых следует отнести и странности, связанные с особенностями администрирования рентной платы. В частности, авторы Закона безосновательно сузили определение первичной переработки минерального сырья (исключительно как обогащение физико-химическими методами без качественного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры), что приведет к естественному уменьшению базы налого­обложения.

Странные неувязки
Не обошлось в документе и без откровенных ляпов, которые теперь наверняка в свою пользу будет пытаться толковать фискальная служба.

Первоначально предполагалось (и так было выписано во внесенном в парламент проекте), что все пассивные доходы (за исключением дивидендов, о чем шла речь выше) будут облагаться по ставке НДФЛ 20%.

Однако из итогового текста документа проистекает тот факт, что эта ставка будет применяться к процентным и дисконтным доходам физлиц за исключением процентных начислений “за налоговый (отчетный) месяц на суммы банковских вкладных (депозитных) или текущих счетов, сберегательных (депозитных) сертификатов, вкладов (депозитов) членов кредитного союза в кредитном союзе”.

То есть вроде бы для общего случая оставлена ставка 15% — если, конечно, так положения Закона будут трактовать фискалы. Впрочем, и в этом случае депозитчикам придется заплатить еще 1,5% военного сбора, база налогообложения которого расширена на пассивные доходы.

Возможно, таким же ляпом является и закрепленное в опубликованном Законе применение 15%-ной ставки к доходам в виде выигрышей в лотерею. Ведь изначально правительство настаивало на налогообложении любых видов выигрышей по ставке 30%. Впрочем, еще более вероятен вариант успешного лоббизма — как, например, в случаях с ИСИ или рентными платежами.

Еще одна любопытная неувязка — лишение местных органов власти права устанавливать ставку акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, о чем шла речь в зарегистрированном проекте и о чем говорилось в том числе и в ночь с 28 на 29 декабря. В итоге ставка установлена директивно на уровне 5%.

Также руководство Кабмина не сдержало обещания о том, что от обложения налогом на недвижимость будут освобождены хозяйственные постройки по перечням, утвержденным местными советами. Согласно опубликованному Закону, облагать директивно решено все: “сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т.п.”.

Авторам этого ноу-хау, впрочем, не хватило ума понять, что администрировать подобный налог будет попросту невозможно, поскольку невозможно, например, доказать наличие у физлица погреба или той же собачьей будки — реестры такого имущества попросту не ведутся!

Еще один ляп касается добровольной установки РРО “единоналожниками” II и III групп до 30 июня 2015 г., за что они якобы будут освобождены до 1 января 2017 г. от проверок РРО. Однако в соответствии с иными нормами того же Закона “единоналожники” III группы обязаны начать применять РРО аккурат с 1 июля 2015 г. — так что для них ни о какой добровольности речи быть не может.

Остается добавить, что вызвавшая немалый резонанс идея внедрения косвенных методов определения налогооблагаемого дохода физлиц, которая в совокупности с порядком “нулевого” декларирования была изложена в законопроекте в абсолютно извращенной форме, в конце концов в Законе не осталась.

Однако, согласно Заключительным положениям, Кабмин должен будет не позднее 1 марта “разработать и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины законодательные предложения по формированию “нулевой” базы налогообложения для осуществления в дальнейшем контроля за доходами и расходами граждан”.

С учетом того, что писать новый вариант законодательных предложений будут те самые люди, которые полностью провалили задачу по улучшению налогового администрирования, дискредитировали саму идею налоговой реформы, а главное — совсем недавно представили результаты своего творчества на эту тему, имеются большие опасения, что к весне мы получим очередной очень неприятный сюрприз.

Премьер — об ИСИ-офшоре
Согласно словам премьер-министра Арсения Яценюка, сказанным вечером 28 декабря 2014 г. с трибуны Верховной Рады, ИСИ-офшоры должны были ликвидировать:

“Оставить предложенное правительством применение общих условий налогообложения для институтов совместного инвестирования. Вы знаете, что у нас рядовые граждане не являются паевыми участниками институтов совместного инвестирования. И, к сожалению, этот механизм используется для уклонения от уплаты налогов”.

Сложно поспорить с приведенным выше замечанием премьера, особенно на фоне того, что “рядовых граждан” Кабмин решил заставить платить налог за наличие хлева, а возможно, даже и собачьей будки.
Последние новости: