Приватный интерес

Приватный интерес
423
Одна из заявленных приоритетных реформ в нынешнем году — реформа управления госсобственностью. Составная часть этих преобразований — приватизация госимущества. О первых здравых правительственных инициативах по реформированию госсектора экономики БИЗНЕС уже писал (см. статью "Из рук вон — хорошо").

Вместе с тем процесс приватизации (как составляющая реформы) идет далеко не по прозрачному и системному сценарию. Подобный вывод напрашивается исходя из появления двух документов — правительственного законопроекта №1567, которым сокращается список гособъектов, не подлежащих приватизации, и постановления Кабмина №271 от 12.05.15 г.

“О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 г.”. Постановлением предлагается приватизировать в 2015 г. почти 345 объектов госсобственности, из них 43 будут рекомендованы для приватизации, если утвердят законопроект №1567.

Цели
К сожалению, когда речь заходит о приватизации в Украине, в очередной раз в правительстве в основном обсуждают математическое достижение фискальной цели — сбор средств (17 млрд грн. ­на 2015 г.). А также избавление (именно избавление) от неэффективных (неликвидных) гос­активов.

Вместе с тем в Законе о приватизации госимущества записано, что целью является “повышение социально-экономической эффективности производства и привлечение денег для осуществления структурной перестройки национальной экономики”.

Достичь подобных целей можно только после понимания того, какую экономику мы строим, т.е. определения экономической модели развития страны.

Без этого приватизация идет вслепую и служит лишь очередным источником “распила” ликвидных или потенциально ликвидных госактивов между национальными промышленными бизнес-группами (олигархами) без привлечения институциональных зарубежных инвесторов.

По мнению Владислава Зимовца, заведующего отделом финансов и реального сектора Института экономики и прогнозирования НАН Украины, “нужно определиться с моделью экономического развития — либеральная или социально ориентированная”.

При этом новой госпрограммы приватизации, как того требует профильный закон, Кабмин не разработал. Де-юре все действия Фонда госимущества должны быть ориентированы на выполнение Госпрограммы на 2012-­2014 гг., принятой еще при Викторе Януковиче.

Кстати, в этой программе ставилась цель собрать от приватизации 40-60 млрд грн., или $5-7,5 млрд при курсе 8 грн./USD (см. “Поступления…”).

Что по факту
По мнению аналитиков, от продажи включенных в список Кабмина на приватизацию гособъектов можно получить гораздо больше задекларированных 17 млрд грн. Эксперты инвестиционных компаний, ученые-экономисты в один голос утверждают, что выручку в госбюджет может дать продажа активов предприятий энергетического сектора (около трех десятков ТЭЦ, областных энергопоставляющих компаний, гидроэлектростанций), Одесского припортового завода, “Сумыхимпрома”.

“За такое короткое время организовать прозрачные процедуры и конкурсы сложно, поэтому цены продажи объектов будут ниже рыночных. Если проводить аналогию с приватизацией подобных объектов в прошлые годы, то справедливая стоимость только четырех облэнерго должна быть выше. Например, 25%-ный пакет акций ПАО “Днепрэнерго” был продан в 2012 г. за $130 млн”, — отмечает Александр Зимовец.

Опасность нынешней приватизации заключается в том, что зарубежные инвесторы массово на приватизационные торги не придут. Ключевыми факторами остаются боязнь возобновления активной фазы боевых действий на востоке страны и медленный ход реформ.
“Суверенные риски Украины остаются очень высокими.

Поэтому, чтобы пришли серьезные иностранные игроки в страну, необходимы четкие и понятные правила игры: что и когда продается, что входит в эти объекты (возможность проведения due diligence, которую у нас часто до сих пор де-факто блокируют на уровне спецслужб или правительства), крайне желателен прогресс судебной реформы и борьбы с коррупцией и т.д.”, — считает Андрей Беспятов, управляющий директор, глава аналитического департамента компании “Драгон Капитал”.

Велика вероятность, что приватизационный список Кабмина был составлен без всякой методологии и под заранее определенных покупателей активов энергетического сектора.

“Список объектов приватизации включает большое количество объектов с долями государства менее 25%, продажа которых нецелесообразна в связи с неблагоприятным инвестклиматом. Существует высокий риск приобретения “за бесценок” этих пакетов заинтересованными лицами”, — говорит г-н Зимовец.

Позитивчик
Хотелось бы закончить на мажорной ноте. БИЗНЕСу удалось получить письменный комментарий специалистов Минэкономразвития по поднятым вопросам относительно стратегии реформы: “В Кабинете министров Украины находится на утверждении Общая стратегия повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.

Этот системный документ содержит общий обзор проблем в государственном секторе экономики и спектр мер, направленных на их решение. Приватизация предприятий является только частью этой стратегии”.



Последние новости: