ТолпоТворение

ТолпоТворение
690
Краудфандинг — это современная альтернатива банковскому кредитованию для предпринимателей и творческих людей, которым нужны деньги для реализации своих идей. Деньги в этом случае аккумулируются на специальных площадках (веб-сайтах), куда их присылают люди, заинтересованные в финансировании проекта.

Краудфандинг — новый “клондайк” для поиска и реализации идей. Особенно сейчас, когда в Украине столь сложная экономическая ситуация и с инвестициями напряженка (подробнее о проблемах и сокращении инвестиций в Украину см. БИЗНЕС №1-2 от 12.01.15 г., стр.8-34).

Где представить проект
В мире распространены несколько видов краудфандинга. Наиболее популярный из них — reward crowdfunding. Он подразумевает получение подарков, различных призов, а чаще всего — предзаказов по сниженной цене от тех, кому интересны продукт или идея.

Equity crowdfunding предполагает продажу некоторой доли бизнеса в рамках долгосрочных инвестиций в проект. Debt crowdfunding — новая разновидность краудфандинга, когда автор проекта просит деньги в обмен на долю в будущем предприятии или на обещание возврата инвестиций.

Краудфандинг доступен практически любому человеку. Большинство сайтов не требуют оплаты за размещение информации о проектах. И лишь при достижении заявленной цели — сбора определенной суммы — возьмут 5-7% комиссионных. Если же проект не смог набрать необходимой суммы, оплачивать ничего не придется.

Краудфандинг можно использовать для финансирования самых разных бизнес- и творческих идей. Наиболее популярные направления: компьютерные игры, проекты фильмов, книгоиздание, новые продукты и технологии, благотворительность, научные исследования, медицина и т.д.

 И в зависимости от отрасли, которую представляет проект, целесообразно подбирать подходящую площадку. Потому что их в мире уже сотни. Из универсальных обращаю ваше внимание на две — Kickstarter и Indiegogo.

www.kickstarter.com — самая масштабная в мире краудфандинговая платформа, основанная в 2009 г. Здесь можно представлять проекты в 15 категориях: искусство, fun-проекты, ремесло, танец, музыка, театр, дизайн, мода, кино и видео, еда, игры, журналистика, фотография и технологии.

Но проект может представить физическое или юридическое лицо из ограниченного перечня англоязычных стран. Представителям из Украины придется искать там знакомых или открывать компанию.

www.indiegogo.com — еще одна международная краудфандинговая платформа. Ограничений по типу проектов здесь нет. Они могут быть как техническими, так и развлекательными, а то и вовсе благотворительными.

 В отличие от Kickstarter, на этой платформе нет географических ограничений относительно видов кампаний и способов финансирования, жестких требований к демонстрации прототипа или видео будущего продукта в работе и ограничений относительно резиденции авторов проекта. Именно поэтому многие отдают предпочтение площадке Indiegogo.

Есть немало и специализированных платформ, посвященных проектам, к примеру, исключительно музыкальным или литературным: www.pledgemusic.com, www.unbound.net и www.distrify.com.

Для желающих запустить стартап полезными могут оказаться площадки www.fundable.com, www.crowdcube.com и www.seedrs.com. Необходимо лишь описать, почему именно ваш бизнес достоин инвестирования и чем он будет полезен обществу, как изменит мир и как окупятся инвестиции.

Существует достаточно успешная площадка краудфандинга и в Украине — www.biggggidea.com. Конечно, объем средств, которые можно собрать в нашей стране, значительно меньший, но этого может оказаться достаточно для начала реализации некоторых проектов.

Как минимум, вы получите оценку востребованности продукта или услуги на рынке, а после этого можно уже и на Kickstarter проект представлять.

На какой результат рассчитывать
Многие авторы, предприниматели уже успешно реализовали свои проекты и бизнес-стартапы через краудфандинг-сайты. По подсчетам аналитиков, в 2014 г. проекты, представленные на краудфандинговых площадках, собрали более $100 млрд (одна только Kickstarter помогла собрать $529 млн за год. — Ред.).

Примеры вывода проектов через кра­удфандинг-площадки тоже весьма впечатляющи. Первые “умные” часы, которые были разработаны в 2012 г. компанией Pebble, собрали на Kickstarter $10,3 млн от 68929 пользователей. Профессиональный 3D-принтер Form 1 изначально запросил $100 тыс., а в результате собрал почти $3 млн.

Известные дизайнеры игр Крис Авеллон, Тим Кайн и Джош Сойер (создатели классической игры Fallout) решили разработать новую компьютерную ролевую игру Project Eternity. На Kickstarter они запросили $1,1 млн, а собрали почти вчетверо больше — $3,9 млн.

Украинский стартап Petcube — технологичное устройство для присмотра за домашними животными — собрал на Kickstarter около $250 тыс., а затем нашел инвесторов и перебрался в Силиконовую долину. Скандальный украинский проект умного браслета Ritot собрал $1,5 млн на Indiegogo.

Нынешняя сложная экономическая ситуация в Украине открывает новые возможности для выхода на западные рынки. И, возможно, именно краудфандинг может стать первым реальным шагом к мировому признанию страны.

Все самое интересное начнется после краудфандинга! Организация производства, построение каналов сбыта, рассылка продукции покупателям, которые вас поддержали, и многое другое.

Олег Науменко,
директор по стратегическому
развитию компании SENKATEL

“Привлекательный” краудфандинг
Краудфандинг — весьма популярный в мире способ привлечения к финансированию проектов большого количества людей. Популярность краудфандинга растет благодаря использованию современных веб-технологий и новой философии продвижения бизнес-проектов: вместо классического постулата “помогите мне” на вооружение взят принцип “давайте сделаем вместе”.

 В Украине такое новшество уже нашло поддержку, и специалисты пророчат большой успех краудфандингу и в нашей стране. Хотя есть и скептики, утверждающие, что острой конкуренции в краудфандинге в ближайшие лет десять здесь не предвидится. И так будет, мол, до тех пор, пока этот способ финансирования не получит в Украине официального статуса и не войдет в учебники экономики.

На практике же в стране уже появились несколько собственных краудфандинг-площадок. Кроме того, украинцы активно представляют свои проекты на зарубежных площадках и массово финансируют чужие проекты.

К примеру, в 2014 г. один из украинских проектов собрал на площадке Kickstarter $370 тыс. от двух тысяч сподвижников со всего мира (хотя изначально планировали привлечь только $69 тыс.). Приобщаются украинцы и к финансированию чужих проектов: более тысячи наших земляков в течение 2014 г. вложили в идеи, представленные только на Kickstarter, $259 тыс.

Как действовать

Несмотря на то что интерфейс краудфандинг-сайтов самый разный, схема их работы примерно одинакова.
От этих шести действий и зависит результат вашей кампании на краудфандинговой площадке. Подготовка заявки может занять от нескольких месяцев до года.

Лучше не спешить и максимально качественно отработать все действия, и обязательно оставить время для тестирования подготовленного материала на потенциальных покупателях, инвесторах и в медиа.

Непосредственно площадка, которую вы выберете, безусловно, поможет привлечь внимание людей, которым может быть интересен проект, но лучше на это всецело не полагаться и тщательно продумать все действия для продвижения идеи и проекта в СМИ и социальных сетях.

Есть два кардинально разных подхода к презентации проектов.
Первый именуется “один выстрел”. Этот подход предполагает, что вы уже подготовили кампанию, начали сбор средств и только после этого решили рассказать миру, как вы его измените. В среднем кампания по сбору средств может длиться 30-60 дней.

И в течение этого времени вы ведете всю медийную работу, рассылаете пресс-релизы, делаете посты в социальных сетях. По истечении месяца-двух получаете результат. Этот вариант хорош, когда предлагается действительно очень востребованная и инновационная идея. В этом случае до начала кампании лучше не разглашать подробности проекта, потому что ими могут воспользоваться конкуренты.

Второй подход — “полномасштабные действия”. Этот вариант отличается от первого тем, что мир нужно подготовить к явлению вашего чуда. То есть заранее начать общение в соцсетях, подготовить первые публикации в прессе, возможно, сделать свой канал на YouTube и снять несколько видео, поучаствовать в выставках, рассказать о себе на конференциях — и только после этого организовать кампанию по сбору средств на воплощение уже известного и востребованного проекта.

Для обоих вариантов очень важна профессиональная PR-поддержка. Особенно если вы выводите свой проект в США или в Европе. Там работа со СМИ требует еще более скрупулезной подготовки. В этом случае целесообразно наладить сотрудничество с PR-агентством, имеющим реальный опыт раскрутки подобных проектов.

Почти на всех краудфандинговых площадках нужно выложить короткое видео (3-4 минуты) о проекте. Именно оно должно зацепить и максимально просто объяснить зрителям идею. Согласно статистике, 80% людей смотрят только видео и на его основе делают вывод о востребованности идеи.

Видео можно сделать самостоятельно или заказать у профессионалов, главное — чтобы оно было ярким, красивым, эмоциональным и запоминающимся. Не так важно пробубнить текст на камеру, как показать в действии идею, продукт и сценарий его использования.

Последние новости: