Явки провалены

Явки провалены
249
Деградацию так и не начавшихся реформ в Украине можно проследить по мере увеличения количества стратегий, планов действий и прочих программ. Уже есть пять программных документов, исполнение которых придется отслеживать бизнес-сообществу (см. “Многопрограммный режим”). Причем делать это украинцы вынуждены будут лихорадочно.

На подходе шестой документ: согласно Указу Президента №5 до 15 февраля 2015 г., Кабмин обязан утвердить план действий на 2015 г. для реализации положений президентской Стратегии.
Если обобщить, то первоочередные векторы борьбы за светлое будущее страны, заложенные в этих программах, — это децентрализация, дерегуляция и “декоррупциализация” (в том числе в сфере госзакупок).

Наиболее объемный, объективный и конкретизированный по задачам из появившихся документов — это Коалиционное соглашение. В его выполнении могут принимать участие в качестве субъектов законодательных инициатив рядовые депутаты.

Правда, последние голосования в парламенте свидетельствуют о том, что власти недовыполняют свои обещания и уже успели запутаться в своих программах действий. Никто не спорит: прежняя власть довела до краха экономику Украины, а агрессия России — не только экономику.

И с тем, что надо срочно все реанимировать и реформировать, тоже не спорит никто. Но зачем при этом уподобляться алкоголику, безуспешно пытающемуся опохмелиться трясущимися руками?

БИЗНЕС уже публиковал обещания коалиции на декабрь 2014 г. (см. статью "Договор всевластия"). Документом на 73 страницах задекларированы действия парламента и будущего состава правительства в части государственного реформирования 17 базовых систем жизнедеятельности страны.

По выполнению этих обещаний (в том числе с учетом соблюдения сроков) можно судить о коэффициенте полезного действия нынешней политической конфигурации парламентско-президентской формы правления.

Мы проанализировали действия государства в качестве проект-менеджера по реформированию страны (см. “Оценка выполнения обещаний…” на стр.7-9). КПД оказался низким — менее 20%, т.е. выполнено лишь каждое пятое обещание.

Политический блок
Обещания выполнены на 75%. Однако три из четырех обещанных шагов выполнить было достаточно просто: народного депутата Надежду Савченко постановлением Верховной Рады включили в состав постоянной комиссии при ПАСЕ, в Госбюджете-2015 установили расходы на оборону в размере 5% ВВП

(этот норматив еще предстоит выполнить по факту наполнения бюджета), отменили внеблоковый статус Украины и одобрили стратегический курс на сближение с НАТО (очевидная и элементарная политическая декларация).

Зато не были обновлены основополагающие документы: Стратегия национальной безопасности и Военная доктрина. А именно на них должна базироваться последующая реформа Во­оруженных Сил и вся оборонная стратегия Украины.

Блок госуправления
Выполнение: 0%. Обещанная новая редакция Закона “О государственной службе” должна стать одной из основ борьбы с коррупцией. Поскольку мало провести очищение власти (об этом печальном процессе мы будем писать отдельно). Важно набрать новых госслужащих, которые будут работать по новым антикоррупционным принципам.

Отметим, что над этим законом довлеет проклятие. Первая его редакция была принята еще три года назад при Викторе Януковиче. При нем же введение закона в действие переносилось дважды. Новая власть поступила схожим образом.

Экономический блок
В этом вопросе — полная катастрофа. Так получилось, что заявленные на декабрь инициативы касаются реформирования энергетики. Основное же достижение в этой сфере — увеличение фискальной нагрузки на добычу углеводородов (газа и нефти) в новой редакции Налогового кодекса (от 28.12.14 г.).

Непрозрачность процедуры принятия парламентом нового налогового режима жизни страны и неоднозначность его положений — отдельная история (подробнее см. стр.4, 5). Отметим лишь, что, по мнению большинства экспертов, обещанного снижения налоговой и фискальной нагрузки для привлечения инвестиций и развития экономики страны не произошло.

Помимо всего прочего новым Налоговым кодексом, уже на постоянной основе, закреплена увеличенная летом рентная плата за добычу газа в Украине (более подробно см. стр.23-34). Здесь уместно процитировать обещание относительно платы за пользование недрами в энергетической сфере, закрепленное в Коалиционном соглашении:

 “Встановлення рівної для підприємств всіх форм власності плати за користування надрами під час видобутку газу на економічно обґрунтованому рівні… незмінності фіскального режиму для галузі видобування вуглеводнів задля залучення значних довгострокових іноземних інвестицій…

Впровадження диференційної системи ставок плати за користування надрами для створення сприятливих умов видобутку вуглеводнів на виснажених родовищах, низькодебітних свердловинах і родовищах зі складними умовами розробки (на глибинах від 3000 до 5000 метрів), що дозволить розробляти комерційно непривабливі за існуючих умов поклади
”.

А теперь, что было принято по факту. Еще летом 2014 г. был установлен временный, до 1 января 2015 г., режим налогообложения: ставки на газ, добываемый для промышленных потребителей, были повышены почти вдвое: с 15% до 28% — для залежей глубиной более 5 тыс.м, с 28% до 55% — для залежей глубиной менее 5 тыс.м.

Правительство обещало временный режим ставок, обосновывая это сложностью экономической ситуации. С 1 января 2015 г. эти ставки были легализованы в Налоговом кодексе на постоянной основе, что позволило сохранить сетку дифференцированной системы (в зависимости от вида добываемого газа), принятой еще во времена Януковича.

Ни о какой зависимости ставок ренты от типа месторождений (как было записано в Коалиционном соглашении) говорить не приходится. Единственное новшество — для субъектов, добывающих газ в рамках так называемых договоров о совместной деятельности, введена ставка в размере 70% (до 1 июля 2015 г. будут действовать ставки 60% и 65%).

Согласно многочисленным комментариям народных депутатов, таким образом коалиция решила “наказать” ряд олигархических групп, которые через свои предприятия получа­ют сверхприбыль, почти задаром эксплуатируя государственные месторождения, заключив сомнительные договоры о совместной деятельности с гос­предприятиями государственного же ПАО “Укргазвидобування”.

В связи с этим народный депутат Татьяна Чорновол заявила, что наибольший объем газа по подобным договорам добывает ООО “Карпатыгаз”. Якобы компания подконтрольна группе Бойко — Фирташа. Однако в самом ООО неоднократно публично отрицали данную связь.

В этой публикации БИЗНЕС не будет анализировать справедливость “крестового похода” на олигархов. Обратим лишь внимание на некоторые нюансы.
Во-первых, если речь идет о системной реформе отрасли, то вряд ли отдельные “противоолигархические” нормы (какими бы они справедливыми ни были) могут считаться свидетельством таких реформ.

А увеличение фискальной нагрузки на отрасль приводит лишь к дальнейшему отпугиванию системных инвесторов. По мнению некоторых экспертов (см. стр.23-34), одним из катализаторов остановки инвестиционных проектов по увеличению добычи газа в Украине (сланцевый газ) крупнейшими международными компаниями Chevron и Shell стало увеличение налоговой нагрузки на отрасль (хотя причин такого их решения больше).

Во-вторых, если правительство решило навести порядок в отрасли, то, наверное, начинать стоило не с математического увеличения ставок, отпугивающих системных инвесторов. Коалиция обещала наведение порядка в получении спецразрешений на добычу газа (не выполнено, коррупционные скандалы продолжаются),

усовершенствование механизма государственно-частного партнерства в энергетической отрасли в пределах совместной деятельности (!) и соглашений о разделе продукции (не выполнено), принятие нового Кодекса о недрах (не выполнено) и т.п. (см. “Оценка выполнения обещаний…” на стр.7-9).

Более того, в Коалиционном соглашении было обещано в первом полугодии 2015 г. провести инвентаризацию договоров о совместной деятельности и аудит спецразрешений на пользование недрами.

Так, может быть, сначала надо было провести аудит и т.п., а потом уже принимать решение о налоговом и фискальном режиме в отрасли? А то получится все с точностью до наоборот — как с системой налогообложения институтов совместного инвестирования (см. стр.4, 5).

В-третьих, желание правительства наполнить бюджет за счет ренты на добычу газа объяснимо. И аргументы под это желание есть. В Бюджет-2014 доходы от платы за газодобычу были заложены в размере 10,2 млрд грн. Добыча газа в 2014 г. почти равна аналогичному показателю за 2013 г.

При этом частные компании нарастили газодобычу, несмотря на почти двойное увеличение с лета налоговой нагрузки. Но! Правительство заложило на 2015 г. поступления в госбюджет от ренты за добычу природного газа на уровне 21,7 млрд грн. То есть вдвое больше, чем в 2014 г.

Чем обоснован такой оптимизм? Из примерно 20 млрд куб.м на потребности населения идут 15 млрд куб.м. База налогообложения добычи такого газа — около 360 грн. за 1 тыс.куб.м. Около 5 млрд куб.м добываемого в Украине природного газ поставляется промпотребителям.

База налогообложения при добыче газа для промпотребителей в декабре составила 5900 грн. за 1 тыс.куб.м (устанавливает отраслевая Нацкомиссия).

Для поступления 21,7 млрд грн. в бюджет придется либо значительно увеличить базу налогообложения добычи газа для населения (что вполне вероятно, учитывая обещания значительно повысить “бытовые” тарифы), либо нарастить добычу газа для промпотребителей (что маловероятно, учитывая драконовские рентные ставки).

Общий вывод: системных реформаторских изменений в энергетике не происходит. Есть лишь PR-борьба с отдельными олигархами и желание по-быстрому наполнить госбюджет.

В следующих номерах БИЗНЕС проанализирует обещания коалиции на I квартал 2015 г., часть из которых (так же поспешно) уже начала реализовывать власть.

Последние новости: