Форточка возможностей

Форточка возможностей
483

Редакционная статья

Очнувшись от новогодних и рождественских праздников, страна всю прошлую неделю разбиралась, во что же она вступила. Несмотря на сладкие обещания словоохотливых по случаю торжеств государственных мужей, оказалось, что наступление светлого будущего откладывается на неопределенное время.

Бюджет, принятый всего на три дня раньше, чем прошлогодний, в части доходов оказался привлекательным лишь для чиновников и силовиков.

Изменения в Налоговый кодекс, выбранные по принципу “лучшее из худшего”, не коснулись решения главных вопросов — администрирования налогов и установления персональной ответственности фискальных чиновников за неправомерные действия и материальной ответственности государства за нанесение вреда налогоплательщикам.

 А отмена 5%-ного импортного сбора отнюдь не означает, что вследствие экономических и политических санкций со стороны России украинским производителям теперь дан “зеленый свет” в другую сторону — в Европу.

Словом, для отечественного бизнеса окно возможностей по-прежнему закрыто; есть лишь полу­закрытая форточка. Хотя справедливости ради отметим — в своих прогнозах на этот год большинство “капитанов” нашей экономики полагают, что дно уже достигнуто, что, правда, не исключает периодических туда “погружений”.

Но нет худа без добра: годы кризиса и войны показали, что бизнесу прежде всего необходимо использовать собственные возможности, чтобы не только влезть в “форточку”, но и открыть “окно”.

Не будем скрывать: ведь именно предприниматели, особенно представители крупного бизнеса, аккумулируют национальное богатство страны, распоряжаются человеческими и материальными ресурсами и могут влиять (в хорошем смысле) и на принимаемые государством тактические решения, и на формирование стратегии.

Крайний пример из этого ряда — отнятый Россией Крым. Несмотря на заверения о том, что Украина как государство будет бороться за свою собственность, оставшуюся на полуострове,

первые пять исков против России в Международный арбитражный суд в Гааге о защите своих инвестиций в Крыму подала группа “Приват” не привечаемого нынешними властями Игоря Коломойского. Крупному бизнесу хватает и общих дел внутри страны.

Взять хотя бы набивший оскомину вопрос о противодействии коррупции. Почему-то попытки объединиться в борьбе исходят от Михаила Саакашвили, по сути, государственного служащего.

Хотя крупный бизнес вполне может применить свои рычаги для того, чтобы антикоррупционные госструктуры, созданные в прошлом году, наконец-то начали работать, а не изображать бурную деятельность.

Но для этого, простите за банальность, ему необходимо будет поступиться частью интересов и, возможно, приобретенным навыком решать личные проблемы, скажем так, в индивидуальном порядке.

Конечно, все вышесказанное не отменяет использования возможностей государственно-частного партнерства для улучшения бизнес- и инвестиционного климата, т.е. открытия того самого окна возможностей.

В начале этого года Кабмин утвердил дорожную карту дерегуляции, цель которой — в 2017 г. улучшить свою позицию в Топ-50 рейтинга Doing Business, а в 2018 г. — войти в Топ-20.

Если верить госчиновникам, на сей раз речь идет не о прорыве на отдельно взятом участке (в прошлом Doing Business Украина немного поднялась вверх благодаря упрощению регистрации предприятий), а о наступлении во всему фронту.

Реализация этой дорожной карты предусматривает принятие полезных для бизнес-сообщества законов.

Но, как показал прошлый год, народные депутаты не очень-то прислушивались к голосу предпринимательской общественности: последним даже “упрощенку” удалось отстоять только в сокращенном виде.

Именно поэтому в этом году бизнес должен заставить парламент работать, а не заниматься болтовней и разборками между собой.
Иного пути просто нет.
Последние новости: