Что Минэкономразвития обещает экспортерам

Фото apostrophe.com.ua
757
Фото apostrophe.com.ua

Наталия Микольская, замминистра экономического развития и торговли Украины — торговый представитель Украины, об итогах-2015, экспортной стратегии и поддержке экспортеров

— Какие новые возможности, кроме Зоны свободной торговли с ЕС, открылись для украинских экспортеров в этом году?
— Необходимо отметить, что объем экспорта украинских товаров и услуг в январе — сентябре 2015 г. составил почти $34,35 млрд, что на 30,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В денежном выражении это вылилось в недополученные $15,31 млрд. Отдельно скажу, что внешнеторговый оборот товаров и услуг со странами ЕС-28 в январе — сентябре сократился на 29,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составил $23,89 млрд.

В то же время именно страны Евросоюза стали крупнейшими торговыми партнерами Украины. Доля этих стран во внешнеторговом обороте товаров и услуг Украины за январь — сентябрь 2015 г. достигает 36,5%.

Основными торговыми партнерами Украины являются также Китай, Турция и США. Их доли — соответственно, 7,4%, 4,4% и 3,2% внешнеторгового оборота товаров и услуг за январь — сентябрь 2015 г.

Наибольшую долю в украинском экспорте за этот период обеспечила продукция агропромышленного комплекса и пищевой промышленности (36,2%). Продукция металлургического комплекса занимает в структуре экспорта 26,6%, продукция машиностроения — 11,8%, минеральные продукты — 8,6%, продукция химической промышленности — 7%.

В этом году украинские экспортеры начали работать с такими странами, как ЮАР, Малайзия, Намибия и др. Но, к сожалению, туда мы пока поставляем незначительные объемы товаров. Правда, обнадеживает то, что новые торговые партнеры Украины закупают не только сельскохозяйственную продукцию, но и товары с высокой добавленной стоимостью, в частности машиностроительное оборудование.

Кроме освоения новых мы также хотим возвратиться на традицион­ные рынки сбыта украинских товаров. Я говорю прежде всего о таких странах, как Казахстан, Грузия, Молдавия, Туркменистан и Азербайджан. Предстоит потрудиться и над возобновлением внешнеэкономических отношений с некоторыми незаслуженно “подзабытыми” рынками стран Африки и Ближнего Востока.

— Какую роль в развитии внешне­торговых связей Украины вы отводите Совету по продвижению экспорта?
— Работа Совета по продвижению экспорта при Министерстве экономического развития и торговли была возобновлена и “перезагружена” в ­сентябре этого года. Его основные цели — налаживать постоянный конструктивный диалог между властью и бизнесом, координировать деятельность всех органов по продвижению экспорта украинской продукции и разрабатывать предложения по устранению барьеров, препятствующих развитию экспортной деятельности в Украине и на внешних рынках.

С середины октября этого года уже проведены 10 заседаний Совета: два — в расширенном формате, остальные — в формате рабочих групп. Обсуждались вопросы доступа украинской мясной и молочной продукции на зарубежные рынки, проблемы, возникающие у отечественных товаропроизводителей при выходе на рынки стран ЕС, Китая, Ирана и Республики Беларусь. Отдельно, конечно, прорабатывались возможные меры в ответ на недружелюбные действия России в торгово-экономической сфере.

— А как реально происходит работа с экспортерами?
— Могу привести в пример ситуацию с экспортом украин­ских сыров и мясной продукции в Казахстан. На нее в определенной степени все уже “махнули рукой”, говоря, что наша продукция исключена из реестра Евразийского экономического союза и на казахский рынок уже не выйдет.

Но когда мы вели переговоры при вступлении Казахстана в ВТО, мы созвали совещание экспортеров и определили два блока проблем. Первый блок касался экспорта сыров, второй — вагонов. Выяснилось, что проблему сыров решить все-таки можно.

Договорились, что сделаем “шоу-кейсы” предприятий, чтобы снять ограничения по отдельным производителям, а в дальнейшем уже “дожимать” казахскую сторону в отношении продукции других производителей. Конечно, было большое недовольство предприятий, которые не попали в первый shortlist, они даже угрожали публичным скандалом.

Тем не менее мы со всеми предприятиями работали в рамках Совета, ограничения уже сняты и для производителей из первого shortlist, и дополнительно еще для двух групп производителей. Сейчас мы ведем переговоры в отношении оставшихся предприятий, желающих работать на казахском рынке.

— Какие приоритетные задачи по продвижению экспорта ставит перед собой Минэкономразвития и Совет в 2016 г?
— Прежде всего мы будем готовить нормативно-правовую базу для создания собственной системы государственного страхования, гарантирования и кредитования экспорта — будущего экспортно-кредитного агентства. Также будет разработан проект Экспортной стратегии Украины на 2016-2020 гг.

Главные цели этого документа — представить видение правительства о состоянии дел в сфере экспорта, определить перспективные рынки, описать основные проблемы экспортеров и продумать шаги как для их решения, так и для развития отечественного экспорта в целом.

Кроме того, мы собираемся организовать работу восьми торговых представительств Украины при Минэкономразвития: в ЕС (Брюссель), ВТО (Женева), Турции, Китае, Египте, Польше, Германии и в США. Деятельность представительств будет сосредоточена в том числе и на всесторонней информационной, организационной, консультацион­ной поддержке экспортеров.

(Ранее Минэкономразвития разработало проект Указа Президента Украины “О мерах по усилению защиты экономических и торговых интересов Украины за рубежом”. Этим проектом, уже одобренным Кабинетом министров, предлагается, чтобы восемь вышеперечисленных торговых представительств начали работать уже в 2016 г. — Ред.)

Также мы хотим “перезагрузить” информационную составляющую нашей работы и действительно стать информационным центром для экспортеров. Например, обновить и фактически возродить веб-портал ukrexport.gov.ua, некоторые разделы которого не обновлялись уже два-три года.

По моему мнению, он должен превратиться в единое информационное окно для украинских экспортеров и их контрагентов. Портал будет обеспечивать прежде всего малый и средний бизнес важной и доступной информацией, необходимой для осуществления экспортной деятельности.

Кроме работы в комитетах и рабочих группах Совета по приоритетным направлениям экспорта и странам мы будем также проводить ежеквартальные плановые заседания Совета под председательством премьер-министра.

Речь пойдет о продукции легкой промышленности (одежда, обувь и т.д.), креативной индустрии (индустрия моды, искусство, дизайн и архитектура и т.д.), фруктах и овощах, кондитерских изделиях, продукции машиностроения, IT-технологиях, фармацевтике.


Последние новости: