Налоговый mix

Налоговый mix
362
МВФ фактически поставил Украине ультиматум: если в парламенте не будет зарегистрирован законопроект Кабмина о налоговой реформе, подготовленный Минфином, Фонд приостановит предоставление помощи нашей стране. МВФ, который настаивает на том, что дефицит госбюджета Украины не может быть выше 3,7% ВВП, не нравится увеличение расходов, связанных с проведением налоговой реформы.

По оценкам Минфина, наиболее дорогостоящим (200 млрд грн.) является законопроект Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики. Потери же доходов госбюджета в случае принятия “своего” законопроекта Минфин оценивает более чем в 60 млрд грн. В “комитетском” варианте налоговой реформы действительно предложены серьезные изменения.

Помимо существенного снижения ставок налогов реформа предусматривает переформатирование структуры (а по сути — разгон ГФС в ее нынешнем виде), внедрение электронного кабинета плательщика налогов, создание института налоговых консультантов, упрощение отчетности и т.п.

Естественно, авторов парламентского законопроекта уже успели обвинить в популизме — где же, в случае принятия парламентом неправительственного варианта налоговой реформы, Минфину брать недостающие деньги?

С одной стороны, нездорово, что в период кризиса и необъявленной войны государство теряет средства, необходимые для выплаты пенсий и зарплат пенсионерам и бюджетникам и обеспечения обороноспособности страны.

С другой стороны, Кабмин, дни которого после местных выборов, судя по всему, будут сочтены, за полтора года не сделал ровным счетом ничего, чтобы население поверило ему. И чтобы граждане достали припрятанные под матрасами не менее чем $50 млрд и снова отнесли их в банки.

Сравните эту цифру с тем, что Украина рассчитывает получить до конца года от МВФ — транш в размере $1,7 млрд. А еще $2,3 млрд в случае отмашки от Фонда должны предоставить международные партнеры. Правительство имело шанс конвертировать доверие граждан в сумму, соизмеримую с госдолгом Украины.

И занять эти деньги внутри страны, не ввергая в долговую яму следующие поколения. Однако правительству оказалось легче ходить по миру с протянутой рукой, чем вести диалог с собственными гражданами. Что же касается предпринимателей, то для них главное зло — отнюдь не ставки налогов как таковые, а именно никудышное налоговое администрирование.

Плюс повальные обыски и изъятия имущества, прокатившиеся сейчас по стране. Как будут развиваться события? Мы пока не знаем, но полагаем, что авторам разных версий налоговой реформы придется идти на компромисс и снова искать оптимальное решение, причем оптимальное именно в его математическом значении, т.е. одинаково плохое для всех.

Но все равно остается шанс создать единый законопроект, который бы не сколько умиротворил МВФ, сколько пошел на пользу Украине.
Последние новости: