Теплый экспорт

Теплый экспорт
1782

Торговых партнеров у Украины становится больше, увеличивается доля экспорта в страны Азии и Африки

Результаты внешнеэкономической деятельности украинских экспортеров в 2015 г.
однозначно продемонстрировали, что главный экспортный “козырь” Украины — это продукты питания, зерно и подсолнечник. Мы вышли на лидирующие позиции по экспорту кукурузы, подсолнечного масла продаем больше всех в мире.

Показательно, что все эти успехи в аграрном экспорте страна продемонстрировала не на привычных рынках СНГ. Основной рост поставок агропродукции экспортерам обеспечили рынки Азии и Африки.

По словам министра агрополитики Алексея Павленко, одним из основных достижений его команды стала диверсификация рынков сбыта, призванная нивелировать негативные последствия российского эмбарго на наше продовольствие (будет введено с 1 января 2016 г.).

В 2015 г. Украина поставляла продовольствие в более чем 190 стран. При этом 238 новых предприятий получили разрешение отгружать продукцию на рынок ЕС. Кроме того, для 80 предприятий мясомолочной отрасли дополнительно открыты рынки девяти стран.

Международные договоренности
Расширение торгового парт­нерства коснулось не только аграрной отрасли. В прошлом году украинским властям удалось значительно укрепить договорные позиции страны на мировом рынке.

Так, в июне 2015 г. с Казахстаном был подписан протокол в рамках его вступления в ВТО и обеспечены условия доступа украинских товаров на рынок этой страны. В частности, Казахстан снял ограничения для ряда украинских поставщиков молочной продукции (см. стр.16, 17).

В июле завершились переговоры по Соглашению о свободной торговле между Украиной и Канадой. Документ предусматривает введение льготных тарифных квот для 22 групп отечественных сельскохозяйственных товаров и беспошлинный доступ для остальных групп. Ратификация Соглашения ожидается в 2016 г.

В этом же месяце для Украины было возобновлено действие Генерализованной системы преференций США (GSP) — получена возможность беспошлинного ввоза 3,5 тыс. видов отечественных товаров. Еще три вида украинских товаров были возвращены в сферу действия GSP в сентябре.

В ноябре парламент наконец-то ратифицировал Соглашение с ВТО об упрощении процедур торговли. И на прошлой неделе на Конференции министров ВТО в Найроби состоялся ряд переговоров представителей Минэкономразвития и Минагрополитики относительно расширения доступа продукции отечественного аграрного сектора на рынки стран Азии и Африки.

Азия
В структуре украинского экспорта в 2015 г. доля стран Азии составляет 33,3% (по итогам января — сентября). Аналогичный показатель прошлого года — менее 28%. Азиатский рынок становится наиболее перспективным для отечественных экспортеров сейчас и на ближайшие годы.
В частности, Индия уже стала главным покупателем подсолнечного масла.

По данным агентства “АПК-Информ”, на азиатские страны в 2015/16 маркетингом году (МГ) придется и основная доля поставок украинской муки.

Кроме того, Азиатский регион может стать альтернативой рынку СНГ и для отечественной промышленной продукции. Уже сейчас отечественный металл и трубы покупают Турция, Ирак, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ. Машиностроительная продукция из Украины поставляется во Вьетнам и Индию. Рынки региона являются перспективными также для предприятий украинского оборонного комплекса (см. стр.32).

“Главными торговыми партнерами Украины в Азии сейчас являются Китай и Турция. По итогам 10 месяцев доли этих стран в структуре украинского экспорта — 6,6% и 7,3%, ни одна страна, за исключением России, не может похвастать такими показателями, — резюмирует Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

— Доля польских покупателей — только 5,2%. А другие страны ЕС имеют еще меньшую долю. А вот рынок Азии — это то, что рядом и что может быть реализовано уже сейчас”.

Африка
Стоит отметить, что экспорт Украины в страны Африки за три квартала текущего года достиг почти $3 млрд. А, скажем, на продаже украинских товаров в Египет отечественные экспортеры заработали $1,8 млрд.

Александр Охрименко иронизирует: “Украина торгует и со странами Америки, но объемы экспорта в эти страны в этом году — всего $665 млн, из которых на США пришлось $405 млн. Это очень мало.

В Украине так много говорят о США и ЕС, что можно подумать, что только туда Украина и поставляет свои товары, но факты говорят совершенно о другом. А Египет не поучает Украину, как жить и что делать, а просто покупает у нее товары и обеспечивает приток валюты”.

Помимо традиционных украин­ских “локомотивов” экспорта — зерновых и металлолома — африканский рынок готов “проглотить” товары и услуги, которые могут предложить не только крупные экспортеры, но и средний, и даже мелкий бизнес.

 “Для наших закаленных коррупцией предпринимателей Африка — это рай для развития бизнеса, — рассказывает Анатолий Тихончук, генеральный директор и основатель ООО “Гештальт консалтинг Груп”. — Все там нужно и будет иметь спрос — от организации автомоек, салонов красоты, стоматологических клиник до IT-технологий и логистических центров”.

По словам директора консалтингового агентства “ААА” Сергея Наливки, в силу климатических особенностей, Африка является крайне интересным рынком для “аутсайдеров” отечественного экспорта: широкий ассортимент бакалеи, фасованной продукции и консервация всех видов.

“В Украине почему-то сложилась плохая традиция недооценивать рынки стран, расположенных южнее Сахары. Я хочу сломать этот стереотип, — говорит заместитель министра агрополитики Владислава Рутицкая. — Ведь многие из этих стран являются весьма перспективными партнерами”.

О перспективности африканского рынка говорит и то, что в октябре этого года МИД Украины предложил Минэкономразвития рассмотреть вопрос введения режима свободной торговли между Украиной и Экономическим сообществом государств Западной Африки.



Последние новости: