“То, что удерживает людей в компании помимо денег, — и есть HR-бренд”, —

“То, что удерживает  людей в компании помимо денег, —  и есть HR-бренд”, —
1130

считает Александр Кучеренко, директор по управлению персоналом ДТЭК

— Несколько лет назад ваша компания инициировала проект “Паспорт профессии”. Насколько необходима сейчас реформа профессионального образования?
— Существует достаточно серьезный разрыв между производством и профессионально-техническим образованием. Прежде всего это связано с быстрым развитием техники в очень сложных отраслях — тех, где мы работаем.

Это требует новых знаний, умений и навыков. Особенно если говорить о горном деле. У нас уже есть машины, которые работают без участия людей и очень дорого стоят. Некоторые профессора и преподаватели вузов видели эти машины разве что на картинках или на выставках.

Так что вопрос, хотим мы модернизации или нет, не стоит. Это необходимое условие выживания бизнеса.

Мы же столкнулись с тем, что молодые работники, приходящие к нам после окончания вузов, не готовы к работе.

В итоге, мы пришли к двум решениям. Первое — это необходимость работы с вузами. Шесть профильных вузов-партнеров сотрудничают с нами в подготовке студентов.

Второе — актуализация профессионально-технических стандартов. Мы заметили, что каждый вуз вводит свою базу терминов и понятий относительно того, как вести горные работы, какое должно быть отношение к вопросам техники безопасности, какие применять методы в управлении и т.п. Нужна была стандартизация, и в 2011 г. ДТЭК включился в работу.

Уже восемь применяемых в компании корпоративных стандартов по разным профессиям стали общенациональными. Сейчас кафедры, работающие с нами, обучают студентов по необходимому для бизнеса стандарту. Это ускоряет профессиональную адаптацию выпускников к работе
на производстве.

— ДТЭК работает только с вузами или обращаете внимание и на ПТУ?
— Отличный вопрос. Начав работать с одной составляющей системы образования, мы поняли, что либо нужно менять все, либо не стоит надеяться на нужный результат. Мы начали развивать тему профстандартов для рабочих специальностей.

Разрабатываемые стандарты направляются в отраслевые советы, затем в Министерство образования и науки и Министерство социальной политики, а затем внедряются в систему профессионально-технического образования в Украине.

В конце марта мы совместно с министерствами инициируем передачу ПТУ методологии по разработке образовательных программ на базе новых профессионально-технических стандартов.

Систему образования нужно ориентировать на потребности работодателей, чтобы студенты получали знания, которые будут востребованы в их профессии. Раньше нам приходилось доучивать всех — и молодых инженеров, и рабочих.

— Но профессиональное образование в ДТЭК не сводится лишь к послеучебной подготовке сотрудников после приема на работу?
— Мир сейчас такой, что стремиться к новым знаниям нужно всегда. У нас учатся все — от горного рабочего до генерального директора. Кроме того, в вузах, с которыми мы сотрудничаем, мы начинаем отбирать студентов в свои группы с четвертого курса.

И 70% времени они обучаются по госстандартам, а 30% — это вариативная часть, возможность учиться по стандартам ДТЭК. Им преподают наши технические эксперты, лучшим студентам мы платим стипендию, они проходят у нас практику.

Профессура вузов приходит к нам и видит всю используемою технику, спускается в шахты, и в итоге защищает свои докторские и кандидатские работы. Студенты свои дипломные работы тоже выбирают не случайно — это, по сути, заказ будущего работодателя.

Студент еще во время обучения понимает, какую профессию получает, каким будет его рабочее место, какие к нему будут требования. И он готов влиться в работу с первого дня.

У нас есть и своя Академия ДТЭК. Мы получаем у государства лицензии и обучаем необходимым нам базовым рабочим специальностям в соответствии с нашими стандартами. И когда на предприятии встречаются молодой инженер, техник, рабочий, они говорят на одном языке. В итоге, это позволяет минимизировать производственные потери, снизить риски несчастных случаев, травм.

— Профильное министерство и вузы готовы подключиться к проекту? Как государство относится к инициативам ДТЭК?
— Начиная с 2011 г. мы прошли разные стадии сотрудничества с государством. Конечно, был период, когда ДТЭК как работодатель и государство в лице министерств и учебных заведений притирались друг к другу. Где-то было непонимание, где-то мы действовали слишком агрессивно. Но бизнес требует быстрых решений.

Государство, безусловно, выступает заказчиком профессий на рынке труда. Наша компания — один из крупных работодателей. Мы помогаем, но не можем заменить государство в этих вопросах. И благодарны за то, что нас услышали и нам готовы идти навстречу.

— Государство выставляет встречные условия?
— Министерства являются носителями компетенции. Они тесно сотрудничают с европейскими институциями, им нужно адаптировать законодательство и нормативные акты к европейским стандартам.

Им совершенно понятна нормативная составляющая процессов, нам понятно, каким должно быть наполнение программ. На стыке и возникало большинство проблем. Нужно было понять, как добиться изменения в рамках существующих в стране стандартов и нормативов.

— Для компании это больше социальный проект в масштабах страны или альтернативный формат корпоративных университетов?
— Для нас это бизнес-социальный проект. Если приходится по два года “доводить до ума” специалистов, принятых на работу после учебы, то мы прекрасно понимаем, что теряем на этом очень много денег.

Да и допустить к серьезным работам неподготовленных сотрудников мы не можем. Их опасно спускать в шахту или допускать к работе с электрикой. К тому же в такой ситуации молодые сотрудники, пришедшие в компанию, теряют мотивацию.

Этот проект, кстати, выгоден и вузам. Когда мы начинали работать с ними, посыл от них был только такой: дайте денег. 3,5 млн грн. мы инвестировали по программе сотрудничества с вузами, и будем работать дальше. Но это только одна статья затрат. Отдельный бюджет — стипендии.

Есть также определенные расходы, связанные с организацией практики студентов. Мы считаем, что это разумная инвестиция. С каждым учебным заведением прописана долгосрочная программа сотрудничества, включающая в себя открытие лабораторий, компьютерных классов, выплату стипендий нашим группам студентов, разработку учебных программ и т.д.

Студент, приходя в такой вуз понимает, что у него есть шанс уже на четвертом курсе решить проблему своего дальнейшего трудоустройства. Это повышает рейтинг учебного заведения.

— Каким образом формируется кадровый резерв компании? Можно ли сказать, что все студенты автоматически получают возможность попасть в кадровый резерв холдинга?
— Как уже говорилось, на четвертом курсе мы проводим в вузах отбор в свои группы. Хотя к этим студентам предъявляются повышенные требования, конкурс в среднем 10 человек на одно место. Мы платим студентам этих групп дополнительную стипендию, но и требуем от них вдвое больше, чем обычно требуют от остальных.

Попадание в группу не означает автоматического трудоустройства в ДТЭК. Можно и вылететь из программы. Это двусторонний процесс. Мы инвестируем средства и хотим видеть результат, но также хотим видеть, что студенты сами заинтересованы в таком сотрудничестве.

— Как формируется кадровый резерв и существуют ли лимиты?
— Мы от своих предприятий получаем заказ на специалистов на два года вперед. Мы четко понимаем, на каком предприятии будут работать вчерашние студенты, в каком отделе их будущие рабочие места. Конечно, нам проще, чем государству, так как у нас масштаб меньше.

Компания также проводит обучение специалистов и руководителей — есть тренинги по развитию компетенций, профессиональные и корпоративные программы МВА. По программе “Кадровый резерв” мы обучаем в течение полутора лет совместно с Киево-Могилянской бизнес-школой и INSEAD наших лучших руководителей.

Во время практики они имеют возможность посетить ведущие европейские шахты и электростанции. Мы даем им возможность посмотреть, как работают в Европе. Очень важно показать человеку то, к чему следует стремиться с точки зрения стандартов.

— Помимо изменений профстандартов и стандартов образования, как компания работает с HR-брендом ДТЭК?
— Еще пять лет назад мы выработали подходы к работе с персоналом. У нас есть стратегия развития персонала до 2030 г. Мы четко понимаем, что и как будем делать. Обучение и развитие — это одно направление. Мы каждому сотруднику гарантируем определенное количество тренинговых дней в году.

И каждый сотрудник понимает, что, придя в ДТЭК, он через какое-то время будет на рынке труда стоить дороже. Мы превратились в кузницу кадров. От нас люди если и уходят, то на повышение.

Происходит капитализация бренда через капитализацию сотрудников. У нас есть примеры, когда из горного рабочего сотрудник вырастал до руководителя. Многие хотят самореализоваться в профессии, и наша компания дает эту возможность.

Финансовая мотивация — это только один из инструментов. Всегда будет кто-то, кто платит больше. Но то, что удерживает людей в компании помимо денег, — и есть HR-бренд. Люди верят в HR-бренд, когда есть системная работа.

Когда эта работа велась вчера, ведется сегодня и будет вестись завтра. Стоит один раз задержать зарплату, и HR-бренд тут же “ляжет” на определенный промежуток времени.

Мы пересматриваем зарплаты каждый год. Даже в 2015 г., тяжелейшем году, мы это делали. И выплачиваем эти зарплаты.

И это правильно. Если ты требуешь от людей большего, то и давать должен в соответствии с их трудом. Конечно, в Украине сейчас непростые времена. Перед бизнесом стоят вызовы.

Приходится пересматривать свою эффективность. Но это не те проблемы, которые невозможно преодолеть. Просто этого не сделать за один день.

HR-бренд — это результат выполнения комплекса задач: начиная с подбора персонала, постановки целей, обучения и заканчивая оценкой результатов. Главное — чтобы наши ценности и декларации совпадали с реальностью, с нашими поведенческими моделями, т.е. чтобы слова не расходились с делами.

Паспорт проекта
120 студентов прошли обучение в вузах-партнерах по программе ДТЭК с начала реализации проекта
107 студентов из групп ДТЭК уже трудоустроены на производственные предприятия компании
1,5 тыс. студентов вузов, техникумов, училищ ежегодно проходят практику на предприятиях ДТЭК
6 ведущих технических университетов Украины — партнеры ДТЭК:
  • Национальный технический университет (г.Красноармейск, с 2009 г.);
  • Национальный горный университет (г.Днепропетровск, с 2010 г.);
  • Национальный технический университет “Киевский политехнический институт”(г.Киев, с 2011 г.);
  • Национальный университет “Львовская политехника” (г.Львов, с 2012 г.);
  • Донбасский государственный технический университет (г.Алчевск, с 2013 г.);
  • Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа (г.Ивано-Франковск, с 2015 г.)
8 образовательных стандартов инициированы ДТЭК и утверждены Министерством образования и науки Украины в качестве государственных: горнорабочий подземный, машинист-обходчик по котельному оборудованию, электромонтер по эксплуатации распределительных сетей, горнорабочий очистного забоя, проходчик, машинист подземных установок, электромонтер по эксплуатации электросчетчиков, электромонтер по обслуживанию подстанций
Последние новости: