Санкцчасть

Санкцчасть
196
В четверг, 14 августа, Верховная Рада большинством голосов приняла Закон “О санкциях”, предложенный Кабмином. О необходимости введения санкций против России разговоры шли давно — отсутствие такого шага со стороны Украины выглядело странно,

учитывая, что со своей стороны нашу страну таким образом уже поддержали страны Европы и Северной Америки (см. статью "Стройность"; статью "В долг не даем")Для начала решили принять рамочный закон, который создаст необходимую нормативную базу для введения конкретных санкций.

Все звучит логично, но на практике дело пошло не так гладко.

В первом чтении за законопроект №4453а проголосовали еще 12 августа, но документ сразу же подвергся критике со стороны международных организаций, правозащитников и журналистов. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк тут же заявил, что правительство поддерживает удаление из Закона ряда пунктов.

Часть изменений была внесена в текст, предложенный ко второму чтению, часть принята непосредственно перед окончательным голосованием — как говорится, “с голоса”. Однако на момент сдачи номера в печать новый текст Закона “О санкциях” на сайте Верховной Рады еще отсутствовал (история, знакомая читателям БИЗНЕСа, например, по тому, как принимали госбюджет-2014 —  см. статью "Через силу", см. статью "Как кролики" , статью "Любовь зла"Ред.).

Закон предусматривает возможность введения 29 видов санкций по отношению к юридическим и физическим лицам. В числе прочего — блокирование активов, запреты на деятельность на территории Украины, на приватизацию, на пользование лицензиями, на транзит через территорию страны.

Кроме того, с помощью санкций в версии Закона, принятой в первом чтении, можно было запретить вещание и работу в интернет-пространстве Украины, перекрыть деятельность партий, движений, общественных объединений, а также СМИ.

Санкции могут утверждаться решением СНБО и вводиться указами Президента Украины. Исключением станут разве что ограничения, касающиеся международных договоров, — решения подобного рода будет принимать Верховная Рада.

Кроме того, правительство инициировало введение ограничений для 172 физических и 65 юридических лиц за поддержку и финансирование терроризма в Украине. Речь идет, прежде всего, о гражданах России, однако список имен и организаций еще не обнародован.

В пояснительной записке говорится, что целью разработки законопроекта является “защита национальных интересов, национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины, ее экономической самостоятельности, а также нарушению или восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан Украины, общества и государства”. Применяться санкции могут к иностранному государству, юридическому или физическому лицу, а также к гражданам Украины.

Протест

Премьер-министр Арсений Яценюк обещал, что в окончательной версии Закона санкции в отношении украинцев предусмотрены не будут. Впрочем, до сих пор непонятно, за что же проголосовали депутаты.

В четверг, перед голосованием, депутат от фракции “УДАР” Павел Розенко заявил, что еще не получил доработанного проекта. “Мы пока его в глаза не видели. Мы будем требовать, чтобы законопроект раздали депутатам для ознакомления”, — сказал он. Завеса тайны не приоткрылась и к вечеру пятницы.

Тот текст закона, с которым общественность имела возможность ознакомиться, вызвал широкую критику. Наибольшему остракизму подверглись пункты, ограничивающие деятельность медиа.

В первом варианте законопроекта говорилось о возможности запрещать и ограничивать радиотрансляции, использование радиочастот, вводить запрет на производство печатной продукции и интернет-СМИ.

Правозащитники и представители общественных организаций мгновенно отреагировали. “Я призываю депутатов Верховной Рады отказаться от положений Закона, которые опасны для свободы СМИ и плюрализма и противоречат обязательствам ОБСЕ по свободе выражения и свободе средств массовой информации”, — отметила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович в письме председателю Верховной Рады Александру Турчинову.

Наступлением на свободу СМИ возмущен и Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Высказались также Национальный союз журналистов, Независимый медиа-профсоюз и Комиссия по журналистской этике.

Они считают, что законопроект усиливает роль СНБО и стремится превратить журналистику в пропагандистскую машину, которая будет освещать исключительно позицию власти.
Украинские правозащитники, в том числе Евгений Захаров, руководитель Харьковской правозащитной группы,

Аркадий Бущенко
, директор Украинского Хельсинского союза по правам человека, Владимир Чемериц, член правления Института экономико-социальных проблем “Республика”, Александра Матвийчук, председатель правления общественной организации “Центр гражданских свобод”, Максим Буткевич, руководитель проекта “Без границ” Центра “Социальное действие”, написали в своем заявлении:

Основания для введения санкций достаточно размыты, а иногда просто абсурдны (например, факты нарушений Всеобщей декларации прав человека). Отдельно следует указать на неисчерпаемость перечня санкций, ведь, согласно Закону, можно внедрять “другие санкции, соответствующие принципам их применения, установленным настоящим Законом”.

Все будет
После усиленной критики со стороны правозащитников и представителей СМИ глава парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации, советник Президента Николай Томенко пообещал, что все пункты по медиа будут исключены.

 “Я думаю, в доработанном виде у нас будут только иностранцы, юридические и физические лица, и не будет такого короткого, непонятного, недемократического процесса закрытия СМИ”, — добавил г-н Томенко.

По его словам, еще одна проблема законопроекта — это недоработанный механизм санкций. Как сказал г-н Томенко, рассматриваются два варианта. В первом случае решение о введении санкций принимает Кабмин по представлению СБУ и других правоохранительных органов, во втором — решение принимает Кабмин, но утверждает его Верховная Рада.

Сообщается, что перед голосованием убрали пункты, касающиеся СМИ, почтовой связи, распространения печатных материалов. Арсений Яценюк заявил, что такие ограничения могут вводиться только по решению суда.

Однако то ли по небрежности, то ли умышленно произошла коллизия: во всех новостях сообщили о том, что СМИ могут не бояться ограничений, хотя в сравнительной таблице на сайте ВР эти пункты остались.

С запретом общественных организаций получилось с точностью до наоборот — в СМИ об изъятии этого пункта ничего не говорят, но в тексте, подготовленном ко второму чтению, его уже нет.

Чистый четверг
В четверг, 14 августа, Верховная Рада также приняла в первом чтении законопроект №4359а “Об очищении власти”. За него проголосовали 252 депутата.
 
Как заявляет лидер фракции “Свобода” Олег Тягнибок, под действие закона о люстрации попадут лица, которые занимали свои должности в период с 1 декабря 2013 г. по 22 февраля 2014 г., когда был силой разогнан студенческий Евромайдан, и не были в этот период уволены по собственному желанию.

 “Таким образом, под люстрацию пойдут и Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, и заместители министров, и руководители структурных подразделений Администрации Президента, и командный состав органов внутренних дел, налоговой милиции, а также руководители и заместители территориальных подразделений МВД, СБУ и других ведомств”, — пояснил г-н Тягнибок.

Однако не все разделяют оптимизм депутатов. “Чтобы произошло полное очищение власти, нужны три вещи. Первое — это тематический закон, который и приняли. Второе — это проведение профессиональной переаттестации кадров.

И третье — это реформа органов власти. К примеру, 30% кадров сейчас можно заменить компьютерами
”, — объясняет исполнительный директор “Transparency International Украина” Алексей Хмара.

Одно дело люстрировать кого-то другого, а тут нужно самих себя”, — добавляет директор Института глобальных стратегий (г.Киев; с 2003 г.; 8 чел.) Вадим Карасев.
Последние новости: