Пассажирские перевозки - традиционный бизнес? Уже нет!

Василий Суриков, «Под дождем в дилижансе на Черную речку», 1871 г.
1236
Василий Суриков, «Под дождем в дилижансе на Черную речку», 1871 г.

До недавнего времени для поездок по городу мы использовали несколько традиционных способов: заказывали машину по телефону либо же “голосовали” на обочине. Казалось бы, что могло изменить эту годами отработанную схему? 

Последнее десятилетие наглядно показало, что новые технологии - это не просто красивые слова. Потребитель, который носит в кармане смартфон, уже решает с помощью него большое количество ежедневных вопросов. И дело здесь не только в звонке в диспетчерскую - если говорить о городских перевозках, смартфон полностью поменял наше отношение к тому, как мы перемещаемся по городу.

Если брать в пример приложение Uber, технологии здесь не только поменяли опыт пользователей - пассажиров, которые теперь могут более удобно и безопасно перемещаться по городу. В Uber мы считаем, что наши клиенты - это не только конечные пользователи. Наши партнеры-водители, тоже отмечают, что Uber - это не обычный сервис по вызову автомобилей. Очень большая работа происходит на стороне водителей. Именно они приводят систему в движение. Мы же всячески способствуем этому через внедрение новых технологических решений для водителей.

Как построить эффективный процесс

Uber - это баланс спроса и предложения. Мы считаем, что мы делаем свою работу хорошо, если пользователь может заказать машину, которая приедет к нему в течение несколько минут. Приложение - это основа нашего бизнеса. Именно поэтому 80% сотрудников Uber - это инженеры и люди, которые грамотно выстраивают процессы.

Работа наших партнеров-водителей, а в особенности эффективность этой работы, также важная сфера, которая требует большого количества инвестиций. Мы стремимся к тому, чтобы партнеры каждую минуту получали пользу от работы на платформе, то есть имели достойный заработок. Именно поэтому задача моей команды в Киеве - максимально снизить время простоя и холостого хода для водителей. Как это можно сделать?

Во-первых, мы придумали полностью автоматизированную систему эффективного распределения заказов. Если вы заказываете машину на пл. Льва Толстого, система не погонит к вам водителя, который в данный момент находится на Оболони.

Совсем недавно в Киеве мы ввели новую функцию в приложении партнера, которая позволяет водителю получать информацию о следующей поездке еще до того, как он завершит текущую. Это позволяет водителю лучше планировать маршрут, сокращает время ожидания, увеличивает количество поездок и, конечно же, приносит больший доход.

Очень многие решения в Uber принимаются на основе анализа большого количества данных (data driven approach). В сентябре в приложении партнера появились карты, на которых обозначены зоны города с повышенным спросом. Помимо повышенного спроса (а это означает еще меньшего времени ожидания автомобиля) в этих зонах включаются динамические расценки - стоимость поездки немного возрастает в зависимости от уровня этого спроса. Таким образом, водитель мотивирован выполнять заказы именно там, потому что он будет гарантированно обеспечен заказами и сможет заработать больше.

Мы пробуем внедрять на платформе элементы геймификации. Если водитель совершил за неделю, например, 9 поездок, а для получения бонуса необходимо 10, система отправляет ему уведомление, которое мотивирует его совершить еще одну поездку. Это тоже очень хорошо работает.

Технология - сердце бизнеса. 

Мы инвестируем много ресурсов в изучение возникновения спроса со стороны пользователей, где в этот момент находятся водители и как организовано движение в городе. Всегда следим за тем, как текущее предложение удовлетворяет спрос, как система распределяет заказы пользователей, как сделать это удобнее. Этот процесс не прекращается ни на минуту.

В этом смысле такие молодые рынки, как Киев, могут ориентироваться на более зрелые - соседнюю Польшу, страны Западной Европы и США. Какие еще технологии есть в запасе в Uber?

Есть несколько технологических решений, которые помогают упростить момент посадки пользователя в автомобиль. Эти решения, с одной стороны, экономят время водителя, которому не нужно искать место посадки, а с другой - значительно улучшают пользовательский опыт. В местах с большим скоплением людей (например, центральные улицы, где много ресторанов и торговых центров), Uber может посоветовать пользователю место, где его будет легче всего забрать. Карта покажет специальную точку на карте, куда нужно будет выйти. Такая же технология работает в больших аэропортах. Чтобы не терять время на поиск нужного терминала, пользователь при заказе может выбрать его номер в приложении, а также ближайший выход, если их несколько. Водитель подъедет сразу к нему. В аэропорту, кстати, работает система распределения заказов, которая называется First In First Out. Когда водитель попадает в зону аэропорта, он встает в виртуальную очередь и ждет своего заказа. Приложение показывает примерное время ожидания. Это также позволяет планировать время.

Есть технологии, которые значительно упрощают жизнь водителя. На некоторых рынках мы тестируем специальный чат, с помощью которого водитель может общаться с пользователем для уточнения места подачи автомобиля. Благодаря этой технологии водитель избавлен от необходимости разговаривать по телефону. Пользователю тоже это бывает неудобно, если он находится в шумном месте. Наконец, такая коммуникация абсолютно бесплатна для обоих. В США в приложение встроена опция Fuel Finder, которая позволяет найти ближайшие заправки и узнать цены на бензин. Опять же, в США водитель, желающий стать партнером Uber, может взять автомобиль в аренду через платформы, которые встроены в приложение. При этом взять автомобиль в аренду можно не у Uber (мы не владеем автопарком), а на так называемых маркетплейсах.

То, что мы на сегодняшний день внедрили в Украине - это только начало. Повышение эффективности платформы - это постоянный процесс, именно таким образом устроен наш бизнес. У нас в Украине очень большие планы. Помимо повышения качества сервиса и снижения времени подачи, мы будем постепенно внедрять все новые технологические решения, которые пойдут на пользу украинским пользователям и водителям.