Наложным путем

Наложным путем
193
Самое страшное в налоговой политике украинских властей — ее непредсказуемость. Во-первых, контролирующие органы сами не выполняют налоговые законы (см. “Неискреннее возмещение”).

Во-вторых, изменение правил налогообложения, которых государство и так-то придерживается постольку-поскольку, зачастую происходит либо накануне бюджетного года, либо даже в течение него.

Эти изменения увеличивают фискальное давление, причем в отношении тех, кто и так налоги платит.

Тарифные несуразности
Корявые механизмы тарифного регулирования в Украине — действительно большая проблема для инвестиций из-за рубежа.

Стремясь скорее вступить в ВТО, власть в этом вопросе сдала очень многие важные позиции.

Сегодня зачастую получается, что ввоз готовой продукции облагается меньшими пошлинами, чем ввоз сырья или оборудования для ее производства.

Размеры связанных пошлин, согласованные Украиной при вступлении в ВТО, особенно большого поля для маневра не оставляют.

Хотя, что любопытно, даже они не используются в полной мере, поскольку в ряде случаев размеры пошлин на готовую продукцию, которую можно было бы производить в Украине, установлены далеко не на максимальном уровне.

Кроме того, Украина уже получила право подавать в ВТО материалы относительно пересмотра ранее согласованных связанных пошлин. Правда, процедура эта очень тяжелая, причем как с технической точки зрения, так и с имиджевой.

Ввозное заблуждение

Одной из постоянных налоговых проблем является обложение НДС импортного оборудования, которое вносится в уставный фонд предприятия.

Мол, стоит только освободить от налогообложения такие операции, и инвестиции хлынут в Украину рекой, а параллельно произойдет еще и обновление основных фондов.

На самом деле в Украине уже несколько раз вводились такие (и не только такие) льготы для иностранных инвесторов. Однако к прорыву в вопросах притока инвестиций это не привело.

Зато всякий раз приводило к массовым злоупотреблениям, когда под видом инвестиций в страну завозилось все что угодно и в огромных количествах, а затем попадало на свободный рынок.

Не стоит забывать и о том, что освобождение импортируемого оборудования от обложения от НДС является еще и дискриминацией отечественного производителя подобного оборудования.

Позиции отечественного машиностроения во многом были подорваны именно вследствие бездумного введения налоговых льгот для импорта.

Кстати, освобождение от обложения НДС импортируемого оборудования — не единственно возможный способ стимулирования инвестиций.

Тот же механизм инвестиционного налогового кредита в теории выглядит никак не хуже.

Неискреннее возмещение
Еще одним серьезным риском для иностранных инвесторов являются перманентные проблемы с возмещением НДС.

Как правило, серьезные инвестиции приходят в страну с расчетом, как минимум, на рынки близлежащих стран, и без возмещения НДС работать будет попросту невозможно.

Между тем за восемь месяцев текущего года общая задолженность по возмещению НДС уменьшилась лишь на 0,6 млрд грн. (см. “Кредитование…”).

И это при том, что 6,7 млрд грн. были возмещены “бумагой” — НДС-облигациями, еще на 7 млрд грн. выросли переплаты (НДС зачастую возмещают только под обязательство уплатить налог на прибыль).

 К этому стоит добавить существенный рост превышения налогового кредита над налоговыми обязательствами (на 5,1 млрд грн.), которые в любой момент могут быть заявлены к возмещению.

Как видно, с начала года задолженность по возмещению НДС (без учета НДС-облигаций) увеличилась более чем на 18 млрд грн.

Но еще хуже, что эта проблема остается перманентной, переходит от правительства к правительству и никак не решается.

Все просто: сам процесс возмещения — по-прежнему один из главных рынков заработка для чиновников-фискалов.
Последние новости: