Поленепробиваемые

Поленепробиваемые
264

Четыре месяца — с одной стороны, для проведения полномасштабных реформ в отечественном агропромышленном секторе период недостаточный, с другой — все же достаточный для того, чтобы, по крайней мере, определить и обозначить направление движения и начать его. БИЗНЕС продолжает анализировать промежуточные итоги реформирования АПК и степень удовлетворенности им участников рынка.

Сдвиги

Надо сказать, что с момента назначения нового главы Минагрополитики украинский агробизнес через профессиональные ассоциации и союзы довольно четко формулировал и активно озвучивал свои требования. И еще в начале марта министр Игорь Швайка заверил БИЗНЕС (см. статью "Агросектор может и должен зарабатывать деньги, а не жить на “откатах ”, — считает Игорь Швайка, министр аграрной политики и продовольствия Украины"), что намерен “регулярно (раз в месяц)” встречаться с профильными экспертами для диалога.

Возможно, диалог между агробизнесом и властью таки идет, но, как однажды сказал экс-посол РФ в Украине Виктор Черномырдин, наверное, пока мы “находимся на таком этапе реформ, что их не очень видно”.

В частности, Владимир Макар, председатель Украинской аграрной ассоциации (г.Киев; общественная организация, объединяющая более 30 сельхозпредприятий; с 2012 г.; 8 чел.), категорично заявил, что по первым месяцам работы нового руководства профильного министерства “прослеживается одно: отсутствие какой бы то ни было программы, стратегии или сколько-нибудь четкого видения будущего”.

И добавил: “Звучат довольно странные идеи, вроде ограничения размеров агрохолдингов или реанимации Государственного земельного банка, негативно оцениваемые участниками рынка. При этом для решения реальных проблем отрасли (налоговый прессинг, сложности с регистрацией имущественных прав, коррупция) министерство никаких заметных шагов не предпринимает”.

По словам участников рынка, важные позитивные изменения для отрасли инициировал украинский парламент. “Складывается впечатление, что только депутаты путем законодательных инициатив и благодаря консультациям непосредственно с аграриями хотят изменить государственную поддержку агросектора. Было бы неплохо, чтобы этим занимались не только депутаты, но и профильное министерство. Мы надеемся на это и ждем от него конкретных шагов”, — сказал на “круглом столе” на тему “Реформирование государственной системы поддержки сельхозпроизводителей”, проходившем 23 мая, народный депутат Владимир Пилипенко, член Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений.

“Отношение к аграрному сектору в государстве сейчас ненормальное, а решения — несистемные”, — отметил Владимир Клименко, президент Украинской зерновой ассоциации (г.Киев; общественная организация; объединяет около 40 производителей, переработчиков и экспортеров зерна; с 1997 г.). По его мнению, в правительстве должны быть восстановлены должность вице-премьера по аграрным вопросам, а также координационный совет (похоже, что нынешнего уровня коммуникаций между правительством и участниками рынка явно недостаточно.Ред.).

Напомним: БИЗНЕС (см. статью "Что пожнем"), основываясь на данных общественных организаций АПК, выделил пять первоочередных законодательных изменений. По ситуации на начало июня три из пяти необходимых изменений в законодательную базу все-таки внесены.

В частности, специалисты неоднократно говорили, что несмотря на отсутствие в мире практики получения сертификатов качества зерна, украинские аграрии ежегодно тратили на эти документы около 140 млн грн.

В начале апреля был принят Закон №1193 от 09.04.14 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера”, которым в перечне разрешительных документов из 143 оставлены 85, отменены обязательные сертификаты качества зерна, элеваторов, упразднена необходимость согласования на каждую импортную партию средств защиты растений (см. статью "Передающие устройство").

Не успели аграрии этому как следует обрадоваться и действительно прочувствовать финансовое облегчение, как возникла угроза возврата к старому. По крайней мере, как сказал г-н Макар, “Минагрополитики и координируемая им Госсельхозинспекция уже начали лоббировать возврат сертификации зерна”.

Еще одним важным документом в процессе дерегуляции предпринимательской деятельности и борьбе с коррупцией в АПК стал принятый 3 июня Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения безопасной эксплуатации сельскохозяйственной техники)” (законопроект №2609а), который отменил обязательный технический контроль состояния сельскохозяйственной техники.

“Отмена обязательного техосмотра — это преодоление еще одного бюрократического барьера. Ведь эта и другие разрешительные процедуры создают дополнительную финансовую нагрузку на сельхозпроизводителей, что во времена экономической нестабильности сказывается на них крайне негативно”, — отметил Владимир Лапа, генеральный директор ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (г.Киев; общественное объединение в сфере агробизнеса; с 2007 г.; 20 чел.). По его словам, ежегодные потери аграриев от проведения техосмотра составляли 80-100 млн грн.

В ожидании

Тем не менее нерешенных вопросов гораздо больше. В частности, аграрии требуют также отмены необходимости разработки проектов землеустройства, которые не имеют смысла в переменчивых условиях арендных отношений, упрощения процедур регистрации сельскохозяйственных земель и прав их аренды, предоставления возможности сельхозпредприятиям платить начисления на заработную плату по месту хозяйственной деятельности, передачи полномочий по управлению государственными землями на уровень местных общин и т.д.

К слову, аграрные ассоциации неоднократно обращались к правительству с просьбой увеличить количество государственных регистраторов прав на недвижимое имущество для ускорения регистрации договоров аренды земель сельхозназначения. Дело в том, что это очень длительная процедура, а ведь пока Государственная регистрационная служба не зарегистрирует право аренды земель, аграрии, согласно действующему законодательству, не могут переходить на специальный режим налогообложения.

Чтобы устранить эту проблему, депутаты разных фракций 30 мая зарегистрировали в парламенте законопроект №4969 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно устранения препятствий для пользования землями сельскохозяйственного назначения”, который предлагает в целях получения льгот по налогообложению рассматривать продукцию, выращенную на землях, находящихся в обработке сельскохозяйственных предприятий и товаропроизводителей, как собственную — независимо от состояния государственной регистрации соответствующих договоров.

В целом, вопросы налогообложения, точнее — отмены льготного режима для аграриев, сейчас наиболее болезненны. В начале мая сообщалось, что в рамках кредитной программы Stand-by МВФ подготовит к концу сентября предложения по реформированию льгот для украинских аграриев, вернее — по отмене льгот по НДС в сельском хозяйстве в 2015 г.

В то же время г-н Швайка заявлял о намерении Кабмина сохранить налоговые льготы для сельхозпроизводителей. Тем не менее в мае аграрные ассоциации получили письма от Минфина, в которых говорилось о возможном пересмотре или фактически полной отмене налоговых льгот для отрасли.

Несмотря на то что за последние 5-7 лет, по словам экспертов, не было и года, чтобы на правительственном уровне не поднимался вопрос о ревизии налоговых льгот для аграриев, это письмо вынудило профильные ассоциации отстаивать интересы своих членов.

Аналитики напоминают, что налоговые льготы для сельхозпроизводителей ввели в 1998 г., в тот момент, когда в отрасли была непростая ситуация, сроком на 20 лет (до 2018 г.). Участники рынка уверены, что льготы были очень эффективны, и отмена их в ситуации, когда рентабельность производства зерна в 2013 г. составила всего 1,7%, — губительна.

Народный депутат Тарас Кутовой, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, на упомянутом “круглом столе” заметил, что государство никогда не было эффективным собственником, поэтому важным шагом в реформировании аграрной отрасли может быть разгосударствление.

По данным г-на Макара, только в перечне предприятий, подлежащих приватизации и находящихся в ведении Минагрополитики, более 400 компаний. При этом сотни госпредприятий приносят фактические убытки госбюджету. “Вряд ли нужна госмонополия на спирт, очень сомнительно, что нужна Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, и т.д. В случае приватизации всех неэффективных предприятий госбюджет сможет получить около 10 млрд грн.”, — отметил г-н Макар.

Также, по данным эксперта, неэффективна и коррумпированна система передачи государственных земель в аренду (всего 10 млн га сельхозземель находятся в госсобственности). Владимир Лапа также считает, что правительство сфокусировало свое внимание не на ухудшении условий функционирования сельхозпредприятий, а прежде всего на упоминавшихся неиспользованных резервах.

“Если сейчас включить фискальную составляющую в секторе — это, как минимум, остановит его развитие. То же в животноводстве: если отменить льготное налогообложение при нынешних ценах на молоко — поголовье пойдет под нож”, — заверил эксперт.

Пищепром

Законодательные изменения, направленные на дерегуляцию хоздеятельности, затронули и пищевую промышленность. Помимо упомянутого Закона о сокращении количества документов разрешительного характера, были приняты также изменения в законы “О стандартизации” и “О метрологии и метрологической деятельности”.

Благодаря чему было отменено значительное количество разрешений, для получения которых требовалось потратить достаточно много времени. Как пояснил Александр Балдынюк, президент Ассоциации “Укркондпром” (г.Киев; объединяет 18 производителей; с 2009 г.), упразднены разрешения на размещение отходов, на ввоз продукции животного происхождения, обязательная государственная регистрация ТУ, а также некоторые платные экспертизы ТУ, которые де-факто не влияли на обеспечение безопасности и качества конечной продукции.

“Именно упрощение процесса разработки и регистрации ТУ является важным для производителей пищевых продуктов, поскольку предоставит возможность ускорить вывод на рынок новых образцов продукции”, — заметил г-н Балдынюк.

Тем не менее законопроект №3102-1 от 20.08.13 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов”, который должен кардинально изменить действующую систему контроля безопасности пищевых продуктов, ждет рассмотрения.

Хотя, как сказал г-н Балдынюк, “в контексте подписания экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС (власти утверждают, что документ может быть подписан 27 июня. — Ред.) особенно важно максимально гармонизировать отечественное законодательство с европейскими нормами”.

По мнению эксперта, Минагрополитики стоит активизировать работу по географическому расширению и диверсификации рынков сбыта отечественной пищевой продукции, возможно, даже инициировать создание нескольких новых зон свободной торговли. В частности, готовы покупать украинские товары страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Несмотря на определенные подвижки в сфере дерегуляции, некоторые отрасли пищепрома продолжают испытывать усиление налоговой нагрузки. В частности, БИЗНЕС (см. статью "Хмелеорация") упоминал о повышении с 1 мая акциза на пиво на 42,5%. Несмотря на то что украинские пивовары неоднократно заявляли о дальнейшем сокращении производства пива вследствие повышения акцизов, депутаты ВР продолжают инициировать увеличение этих налогов.

В частности, пивоваров очень задел зарегистрированный 21 мая законопроект №4925 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно предотвращения распространения пивного алкоголизма”, который предлагает ввести акцизный налог на пиво в зависимости от содержания в нем алкоголя, в частности, вместо существующей ставки 1,24 грн./л установить с 2015 г. ставку 70,53 грн./л 100%-ного спирта. Производители пива настаивают на том, что отсутствие акцизной политики в государстве делает предприятия очень уязвимыми, особенно в нынешней нестабильной экономической ситуации.

Блиц-интервью

“При Минагрополитики продолжают функционировать рабочие группы, деятельность которых не имеет никакой практической ценности”, — уверена Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (г.Киев; неправительственная организация, объединяющая более 700 европейских международных и отечественных компаний, работающих в Украине; с 1999 г.)

— Демонстрируют ли первые месяцы работы нового руководства Минагрополитики четкое видение программы развития отечественного АПК?

— Пока рано говорить о системных преобразованиях, которые произошли за эти три месяца в Минагрополитики. Несвоевременно также было бы утверждать, что его руководство поделилось стратегическим видением развития отрасли. Безусловно, четыре месяца — это слишком короткий срок для достижения каких-либо впечатляющих результатов; однако это тот срок, который позволяет понять, есть ли у руководства министерства намерение и воля двигаться вперед, совершенствовать процессы, адаптироваться к европейским нормам, осуществлять эффективные кадровые ротации.

— Оправдываются ли ожидания участников рынка относительно законодательных изменений в отраслях?

— Позитивно уже то, что был принят Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера”, которым, в частности, отменена необходимость получения сертификата качества зерна, а также сертификата на соответствие услуг по хранению зерна и продуктов его переработки. Этот шаг, по мнению зернового бизнеса, позволит повысить эффективность использования транспорта и снизит коррупционную составляющую в логистической цепи.

Расстраивает то, что при министерстве продолжают функционировать рабочие группы, деятельность которых не имеет никакой практической ценности. Так случилось, например, с рабочей группой по усовершенствованию законодательства в сфере средств защиты растений, ни одно решение которой за полгода ее существования не было имплементировано министерством.

Бизнес жалуется и на то, что уже решенные “на бумаге” вопросы, в частности отмена лицензии на ввоз в Украину средств защиты растений вместе с согласованием от Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, на практике искусственно тормозятся или затягиваются.

Последние новости: